↓ Вопросы 2021 года ↓
При подаче документов на государственную аккредитацию указывается один или несколько адресов образовательной организации?
При подаче документов на государственную аккредитацию указывается один или несколько адресов образовательной организации?


16.11.2021
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» и в бланке свидетельства о государственной аккредитации указываются полное наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Соответственно, действующее законодательство не предусматривает при подаче заявления на государственную аккредитацию образовательной деятельности указывать список адресов, по которым располагается юридическое лицо (образовательная организация). В свидетельстве о государственной аккредитации указывается один адрес - адрес места нахождения образовательной организации (юридический адрес).
Что из себя представляет предлагаемая организациями аккредитация курсов, чем она отличается от государственной аккредитации, и является ли аккредитация рассматриваемых курсов обязательной?
Что из себя представляет предлагаемая организациями аккредитация курсов, чем она отличается от государственной аккредитации, и является ли аккредитация рассматриваемых курсов обязательной?


10.11.2021
Термин «аккредитация» происходит от латинского слова «accredo» (доверять) и представляет собой понятие, описывающее процедуру подтверждения чего-либо (объекта, деятельности и т.д.) установленным требованиям, критериям, показателям и т.д.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) выделяет три вида аккредитации:
- государственная аккредитация образовательной деятельности;
- общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации данная образовательная деятельность государственной аккредитации не подлежит, так как, во-первых, в силу требований ст. 10 Закона об образовании к дополнительным общеразвивающим программам не предусмотрено установление ни федеральных государственных образовательных стандартов, ни образовательных стандартов, а во-вторых, государственной аккредитации не подлежит деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 96 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
В рассматриваемой ситуации речь идет, по-видимому, об общественной аккредитации. Следует отметить, что в рассматриваемом случае прохождение общественной аккредитации не влечет за собой каких-либо предусмотренных законом преимуществ или дополнительных льгот и не может заменить собой получение лицензии на осуществление образовательной деятельности, в случаях, когда ее получение необходимо. Также такая аккредитация не дает права выдачи документов об образовании и (или) квалификации «государственного образца», так как, во-первых, данный термин больше не используется законодательством об образовании (вместо него используется термин «документ, образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере … образования»), во-вторых, выдача таких документов по дополнительным образовательным программам образовательным законодательством не предусмотрена, в-третьих, организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать рассматриваемые документы только по образовательным программам, прошедшим именно государственную аккредитацию, а не общественную аккредитацию.
И наконец, согласно ч. 4 ст. 96 Закона об образовании профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о дополнительных общеразвивающих программах, то они так же не подлежат и профессионально-общественной аккредитации.
Также следует отметить, что все три вида предусмотренных Законом об образовании вида аккредитации являются необязательными.
↓ Вопросы 2020 года ↓
В какой срок аккредитационный орган должен принять решение о государственной аккредитации образовательной деятельности?
В какой срок аккредитационный орган должен принять решение о государственной аккредитации образовательной деятельности?


24.05.2020
В соответствии с пунктом 18 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039.
Как скоро после получения отказа в аккредитации по новой образовательной программе можно подать документы на ее аккредитацию снова?
Как скоро после получения отказа в аккредитации по новой образовательной программе можно подать документы на ее аккредитацию снова?


24.05.2020
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации (пункт 26 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Нужно ли колледжу проходить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программе среднего общего образования, если студенты обучаются по аккредитованным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования?
Нужно ли колледжу проходить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программе среднего общего образования, если студенты обучаются по аккредитованным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования?


24.05.2020
В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Если колледж не планирует реализовывать программу среднего общего образования отдельно, проводить соответствующую государственную итоговую аттестацию и выдавать аттестаты о среднем общем образовании, то прохождение государственной аккредитации образовательной деятельности по программе среднего общего образования в данном случае не требуется.
Может ли образовательная организация осуществлять образовательную деятельности без государственной аккредитации?
Может ли образовательная организация осуществлять образовательную деятельности без государственной аккредитации?


24.05.2020
Для осуществления образовательной деятельности обязательным условием является наличие лицензии (в установленных законом случаях).
Прохождение государственной аккредитации к обязательным условиям для осуществления образовательной деятельности не относится.
Однако, в случае отсутствия государственной аккредитации образовательная организация вправе выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, только документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых она устанавливает самостоятельно.
Документы об образовании и о квалификации по формам и образцам, установленным федеральными органами исполнительной власти, в отсутствие государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе не могут быть выданы образовательной организацией.
В каких случаях образовательной организации могут отказать в государственной аккредитации образовательной деятельности?
В каких случаях образовательной организации могут отказать в государственной аккредитации образовательной деятельности?


24.05.2020
В соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из оснований:
1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.
↓ Вопросы 2018 года ↓
Аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования или по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы?
Аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования или по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы?


15.01.2018
Согласно ч. 7-9 ст. 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аккредитационная экспертиза проводится в отношении каждой основной профессиональной образовательной программы, заявленной для государственной аккредитации, отдельно. При этом в отношении программ профессионального образования решение принимается по каждой укрупненной группе профессий, специальности и направлению подготовки, относящимся к определенному уровню образования (далее – УГС), исходя из выводов экспертов по образовательным программам. Если по одной из программ, относящейся к УГС, подготовлено отрицательное заключение, вся УГС (с учетом уровня образования) признается неаккредитованной. При наличии положительных заключений по всем образовательным программам УГС (с учетом уровня образования) признается аккредитованной. Таким образом, решение о государственной аккредитации (отказе в государственной аккредитации) по основным профессиональным образовательным программам принимается в отношении отдельной УГС с учетом уровня образования.
↓ Вопросы 2016 года ↓
Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные общеобразовательные программы?
Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные общеобразовательные программы?


29.02.2016
Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Согласно частям 5 и 6 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Утвержденные до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты по уровням общего образования учитывают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (см., например, п. 2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
Кроме того, с 1 сентября 2016 г. вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598, и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Таким образом, адаптированные общеобразовательные программы представляют собой основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующему уровню общего образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Следовательно, основные общеобразовательные адаптированные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, подлежат государственной аккредитации.
Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы. Таким образом, образовательная организация получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ (и адаптированных, и неадаптированных), относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Указываются ли в заявлении о государственной аккредитации и в приложении к свидетельству о государственной аккредитации сведения об общеобразовательных программах, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов?
Указываются ли в заявлении о государственной аккредитации и в приложении к свидетельству о государственной аккредитации сведения об общеобразовательных программах, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов?


29.02.2016
Согласно пункту 7 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 (далее – Положение), заявление о государственной аккредитации включает в себя сведения о перечне заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы или отдельных компонентов этой программы в форме практической подготовки обучающихся (при наличии).
Следовательно, Положение не предусматривает указание в заявлении сведений об углубленном изучении отдельных учебных предметов в рамках той или иной образовательной программы.
Согласно ч. 6 ст. 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы. Таким образом, образовательная организация получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ (с наличием или без углубленного изучения отдельных предметов), относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образования). В связи с этим, в приложении к свидетельству о государственной аккредитации указываются основные общеобразовательные программы того или иного уровня общего образования в соответствии с формулировками, содержащимися в п. 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, без указания углубленного изучения отдельных предметов.
Каким образом указываются профессиональные образовательные программы во временном свидетельстве о государственной аккредитации?
Каким образом указываются профессиональные образовательные программы во временном свидетельстве о государственной аккредитации?


28.02.2016
В соответствии с ч. 22 ст. 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и п. 64 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 (далее – Положение) организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией, и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.
Согласно ч. 7 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.
Таким образом, во временном свидетельстве о государственной аккредитации, также как в свидетельстве о государственной аккредитации, указываются укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, в рамках которых осуществлялась реализация образовательных программ, которые имели государственную аккредитацию, реорганизованной организацией или реорганизованными организациями. При этом все относящиеся к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки образовательные программы считаются имеющими государственную аккредитацию согласно временному свидетельству о государственной аккредитации.
↓ Вопросы 2015 года ↓
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации дополнительного образования детей проходят государственную аккредитацию?
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации дополнительного образования детей проходят государственную аккредитацию?


01.12.2015
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Согласно статье 23 Федерального закона № 273-ФЗ организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которая также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельности.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами реализуются основные образовательные программы общего образования и профессионального образования.
К дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения федеральные государственные образовательные стандарты не установлены. Таким образом, государственная аккредитация образовательной деятельности в отношении указанных образовательных программ не проводится.