Законодательство     Обратная связь     О проекте

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Методические рекомендации


Аккредитационная экспертиза

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Общие положения

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (часть 12 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Принципы проведения аккредитационной экспертизы

  • объективность;
  • ответственность экспертов и (или) экспертных организаций за проведение и качество аккредитационной экспертизы;
  • компетентность и независимость экспертов и (или) представителей экспертных организаций;
  • информационная открытость.

Аккредитационная экспертиза проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа, который издается в течение 30 дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в сети «Интернет» в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

В распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы указывается наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) её филиала, в отношении которой проводится экспертиза, даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы, определяется состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (экспертная группа) и закрепляются за членами экспертной группы заявленные для государственной аккредитации образовательные программы с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Порядок привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы

С целью обеспечения объективности проведения аккредитационной экспертизы отбор экспертов и (или) экспертных организаций для её проведения осуществляется из реестра экспертов и экспертных организаций в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:

уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования;

место жительства или место пребывания эксперта (место нахождения экспертной организации).

При привлечении эксперта (экспертной организации) для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:

наличие у эксперта допуска к работе со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;

наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности.

В целях обеспечения учета особенностей отдельных образовательных организаций в состав экспертной группы включаются:

эксперты из числа работников религиозных организаций, соответствующих требованиям к экспертам и к экспертным организациям (при проведении аккредитационной экспертизы частной образовательной организации, учредителем которой является религиозная организация);

эксперты, соответствующие требованиям к экспертам, и (или) представители экспертных организаций, соответствующих требованиям к экспертным организациям по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации. 

Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации (часть 13 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Осуществляют экспертную деятельность эксперты и экспертные организации на основании гражданско-правового договора.

В период проведения аккредитационной экспертизы по решению аккредитационного органа может быть произведена замена одного или нескольких членов экспертной группы. Основаниями для замены члена (членов) экспертной группы являются:

письменное уведомление члена экспертной группы;

представление руководителя экспертной группы (с обоснованием необходимости замены);

неисполнение гражданско-правового договора членом экспертной группы.

При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы:

взаимодействует с аккредитационным органом, получает и анализирует задание на аккредитационную экспертизу;

предъявляет руководителю или иному должностному лицу организации документы, удостоверяющие личность;

изучает и проводит анализ документов и материалов, представленных образовательной организацией;

анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);

проводит аккредитационную экспертизу по тем образовательным программам, которые закреплены за ним в распорядительном акте аккредитационного органа и в заключенном с ним гражданско-правовом договоре;

готовит отчет об аккредитационной экспертизе по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

Продолжительность выполнения работ членом экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы определяется объемом работ членов экспертной группы в соответствии с приказом Рособрнадзора России 14 ноября 2013 № 1157 «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы».

В приказе Рособрнадзора определены следующие виды экспертных работ:

предварительный анализ материалов организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подготовка к проведению аккредитационной экспертизы;

определение соответствия содержания подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, указанным в задании эксперту (представителю экспертной организации);   

определение соответствия качества фондов оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, указанным в задании эксперту (представителю экспертной организации);

определение соответствия условий организации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, указанным в задании эксперту (представителю экспертной организации);

оценка качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, указанным в задании эксперту (представителю экспертной организации), реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами);

подготовка экспертного отчета, отражающего содержание и результаты проведенной работы.

Проведение аккредитационной экспертизы с выездом экспертной группы

Аккредитационная экспертиза с выездом экспертной группы в организацию проводится по адресу, указанному в приложении(ях) к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом экспертной группы в организацию аккредитационный орган представляет экспертной группе копии документов и материалов, полученных от организации, а также использует:

документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

документы и материалы, полученные по ее запросу от организации в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации, в бумажном и (или) электронном виде.

Документы и материалы, запрошенные экспертной группой (аккредитационным органом), представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, за период, соответствующий сроку получения образования по образовательной программе.

Экспертная группа пользуется предоставленными организацией рабочими местами с доступом в сеть «Интернет» (отдельное(ые) изолированное(ые) служебное(ые) помещение(я), оборудованное(ые) необходимой мебелью и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи, персональными компьютерами с обеспеченным доступом к электронным справочным правовым системам), обеспечивающими сохранность документов.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом экспертной группы члены экспертной группы работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка организации, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с руководством организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза.

Член экспертной группы ожидает представления необходимых для проведения аккредитационной экспертизы документов и материалов организацией не более двух часов с момента его прибытия в организацию. Факт непредставления документов и материалов фиксируется членом экспертной группы в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы:

при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме.

Проведение аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы

Без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, аккредитационная экспертиза проводится если образовательная деятельность по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, осуществляется загранучреждением.

По решению аккредитационного органа без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал аккредитационная экспертиза проводится если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, осуществляется:

российской образовательной организацией, расположенной за пределами территории Российской Федерации;

образовательной организацией, созданной в соответствии с международным договором Российской Федерации и осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

иностранной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

организацией, осуществляющей образовательную деятельность и переоформляющей свидетельство о государственной аккредитации в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, за исключением образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Аккредитационная экспертиза без выезда экспертной группы в организацию проводится по месту нахождения аккредитационного органа.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы в организацию экспертная группа использует необходимые для работы условия, предоставляемые аккредитационным органом (отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, персональными компьютерами с обеспеченным доступом к электронным справочным правовым системам, доступом в сеть «Интернет» и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи).

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы члены экспертной группы работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка аккредитационного органа, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с аккредитационным органом.

Документы и материалы, полученные от организации и запрошенные им в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации, экспертной группе представляет в аккредитационный орган.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал документы и материалы, запрошенные аккредитационным органом, представляются в форме электронного документа, заверенного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Формирование отчетных документов

Организует и координирует работу экспертной группы по проведению аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы, который на основании отчетов экспертов по окончании проведения аккредитационной экспертизы готовит заключение экспертной группы, и направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в аккредитационный орган.

Отчет об аккредитационной экспертизе составляется членом (членами) экспертной группы отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его (их) подписью.

Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.

Каждый вывод члена экспертной группы о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в организации по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтверждается копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными организацией.

Вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательной программе требованиям ФГОС делается при наличии хотя бы одного несоответствия требованиям ФГОС.

Член экспертной группы, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы представляют отчеты об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и направляют их электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа в течение 1 рабочего дня с момента передачи отчета об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы, который готовит заключение экспертной группы.

21.11.2015