Законодательство     Обратная связь     О проекте

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Методические рекомендации


Памятка эксперта для проведения аккредитационной экспертизы основной образовательной программы основного общего образования

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Памятка эксперта
для проведения аккредитационной экспертизы
основной образовательной программы основного общего образования

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной для государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Нормативно-правовой основой аккредитационной экспертизы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»);
  3. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2014 г. № 1398 «Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;
  4. приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;
  5. приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. №1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или её филиал»;
  6. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2017 г. № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы»;
  7. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  8. приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  9. приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
  10. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н « Об утверждении единого квалификационного  справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  11. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт:

  • взаимодействует с аккредитационным органом, получает и анализирует задание на аккредитационную экспертизу;
  • предъявляет руководителю или иному должностному лицу организации документы, удостоверяющие личность;
  • проводит аккредитационную экспертизу по тем образовательным программам, которые закреплены за ним в распорядительном акте аккредитационного органа и в заключенном с ним гражданско-правовом договоре;
  • изучает и проводит анализ документов и материалов, представленных  организацией;
  • анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);
  • готовит отчет об аккредитационной экспертизе по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации[1].

При проведении аккредитационной экспертизы по заявленной к государственной аккредитации образовательной программе экспертом проводится:

определение соответствия содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом эксперт работает с копиями документов и материалов, представленными аккредитационным органом (согласно подпунктам «г» - «з» пункта 8 и подпунктов «б» и «в» пункта 9 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности), а также использует:

документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

документы и материалы, полученные по его запросу от организации в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации[2], в бумажном и (или) электронном виде.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда эксперт работает с документами и материалами, представленными аккредитационным органом, которые были получены им от организации и запрошенные им в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации, в электронном виде, а также указанные в подпунктах «г» - «з» пункта 8 и подпунктах «б» и «в» пункта 9 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, эксперт получает доступ в электронную информационно-образовательную среду и анализирует возможности освоения обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от их места нахождения и достижения обучающихся.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом эксперт работает в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка организации, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с руководством организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда эксперт работает в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка аккредитационного органа, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с аккредитационным органом[3].

Эксперт ожидает представления необходимых для проведения аккредитационной экспертизы документов и материалов организацией не более двух часов с момента его прибытия в организацию. Факт непредставления документов и материалов фиксируется экспертом в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда факт непредставления документов и материалов организацией в аккредитационный орган фиксируется экспертом в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.

Отчет об аккредитационной экспертизе составляется экспертом отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его подписью.

Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.

Каждый вывод эксперта о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в организации по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтверждается копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными организацией.

Вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательной программе требованиям ФГОС делается при наличии хотя бы одного несоответствия требованиям ФГОС.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы эксперт представляет отчет об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и направляет его электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа в течение 1 рабочего дня с момента передачи отчета об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы, который готовит заключение экспертной группы.

При выявлении нарушений законодательства в сфере образования (отсутствие локального нормативного акта, наличие в локальном нормативном акте норм, противоречащих требованию федерального законодательства об образовании, наличие в локальном акте норм, ухудшающих положение обучающихся по сравнению с установленными законодательством об образовании) эксперт указывает об этом в отчете об аккредитационной экспертизе.

Эксперт, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

Перечень документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы

Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и других нормативных

правовых актов

 

Нормативный правовой акт, устанавливающий требование

Примечания

Основная образовательная программа основного общего образования, включающая в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.

Основная образовательная программа основного общего образования соответствует требованиям к структуре образовательной программы, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, и содержит следующие разделы и подразделы:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка;

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

II. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования,

2.4. Программа коррекционной работы (при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья).

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план основного общего образования;

3.2. План внеурочной деятельности,

3.3. Календарный учебный график;

3.4. Система условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта;

3.5. Оценочные материалы;

3.6. Методические  материалы;

3.7. Иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность.

П.14 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

Основная образовательная программа основного общего образования анализируется  с целью установления соответствия (несоответствия)  структуры образовательной программы  требованиям к структуре образовательной программы, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

 

Отсутствие одного из раздела или подраздела в основной образовательной программе указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

 

 

 

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков).

Согласно установленным требованиям, данная программа должна содержать:

1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС;

2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;

3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

10) систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

П. 18.2.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

Анализ Программы развития универсальных учебных действий в ходе аккредитационной экспертизы направлен на определение соответствия или несоответствия требованиям ФГОС её структуры и содержания, оценку степени возможности достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования (личностных и метапредметных).

Программа развития универсальных учебных действий анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям ФГОС в части обеспечения:

развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

повышения эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);

овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирования и развития компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет

Отсутствие одного из компонентов программы указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования.

Рабочие программы составляются по всем учебным предметам на весь срок освоения образовательной программы и отражают содержание учебного предмета, специфику данной предметной области.

Планируемые результаты освоения учебных курсов соответствуют требованиям к предметным  результатам, которые включают освоение  обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Рабочие программы учебных предметов, курсов содержат:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Представлены должны быть все рабочие программы учебных предметов, включенных в учебный план.

П.18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

Рабочие программы анализируются на соответствие требованиям к предметным результатам освоения образовательной программы. Содержание должно обеспечивать достижение запланированных предметных результатов.

Отсутствие рабочей программы по одному из учебных предметов указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования.

 

Отсутствие рабочей программы курсов внеурочной деятельности указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений;

8) описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

П.18.2.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

Программа воспитания и социализации обучающихся анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям ФГОС в части обеспечения:

формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

усвоения обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

социальной самоидентификации обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

формирования у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

приобретения знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

участия обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

формирования способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

развития педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

формирования у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

овладения способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

развития собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

приобретения практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

создания условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

информирования обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

использования средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирования установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирования знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

овладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

формирования готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

осознания обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Отсутствие одного из компонентов программы указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования.

Программа коррекционной работы(при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья).

Программа должна содержать:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы.

П.18.2.4 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

Программа коррекционной работы (при её наличии) анализируется с целью установления соответствия (несоответствия)требованиям федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования в части обеспечения:

выявления и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

реализации комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

создания специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Отсутствие одного из компонентов программы указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования.

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план содержит следующие предметные области, которые являются обязательными и составляют обязательную часть образовательной программы (70%):

русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (часть, формируемую участниками образовательных отношений - 30%).

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Количество часов на изучение каждого учебного предмета устанавливается образовательной организацией.

Обязательно учебный план содержит указание на формы промежуточной аттестации по учебным предметам.

П.18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1 ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Учебный план анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в части наличия обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Отсутствие одной из предметных областей или части, формируемой участниками образовательных отношений, в учебном плане  или несоответствие их показателям 70% и 30% указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по заявленной для государственной аккредитации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие в учебном плане форм промежуточной аттестации является нарушением требования законодательства в сфере образования и об этом следует указать в отчете о проведении аккредитационной экспертизы.

План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Объем составляет до 1750 часов за пять лет обучения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

П.18.3.1.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

План внеурочной деятельности анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) его содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Необходимо учесть, что план внеурочной деятельности разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы и содержит направления внеурочной деятельности, формы  и объем.

Направления и формы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.

П.18.3.1.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

Календарный учебный график анализируется на соответствие (несоответствие) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в части содержания.

Календарный учебный график разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы (на 5 лет)

Система условий реализации основной образовательной программы содержит:

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.

Описания имеющихся кадровых условий содержат сведения:

 об укомплектованности квалифицированными кадрами,

об уровне квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

о непрерывности профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Описание имеющихся финансовых условий содержит сведения об обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования, обеспечении возможности исполнения требований Стандарта, реализации обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность, а также отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

Описание имеющихся материально-технических условий содержит сведения о

1) возможности достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) соблюдении:

санитарно-эпидемиологических требований к образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);

требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);

требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);

строительных норм и правил;

требований пожарной и электробезопасности;

требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

требований к транспортному обслуживанию обучающихся;

требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3) архитектурной доступности (возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Описание имеющихся психолого-педагогические условия содержит сведения о

преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования;

учете специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формировании и развитии психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Описание имеющихся информационно-методических условия реализации основной образовательной программы общего образования содержит сведения о наличии современной информационно-образовательной среды, которая включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Описание учебно-методического и информационного обеспечения содержит сведения об информационной поддержке образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета) и  укомплектованности учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания, о наличии фонда дополнительной литературы и интерактивного электронного контента по всем учебным предметам.

П.18.3.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

П.22 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.23 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897..

 

 

 

П.24 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.25 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.26 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

Система условий реализации основной образовательной программы анализируется на наличие всех необходимых компонентов.

Отсутствие данного раздела в образовательной программе или отдельного элемента указывает на несоответствие   условий реализации основной образовательной программы требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Расписание учебных занятий

Расписание учебных занятий является локальным актом образовательной организации, поэтому должно иметь отметку об утверждении руководителем образовательной организации.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. 

Перечень учебных предметов и количество часов в неделю в расписании учебных занятий должно соответствовать учебному плану.

часть 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Расписание учебных занятий анализируется с целью установления соответствия перечня учебных предметов и количества часов в неделю  учебному плану, а также записям в классных журналах, тематическому планированию в рабочих программах.

Соответствие (несоответствие) записей в классных журналах  расписанию и тематическому планированию в рабочих программах указывает на освоение (не освоение) в полном объёме образовательной программы.

Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (классные журналы, журналы факультативных и элективных учебных предметов и иные документы)

Требования к наличию классных журналов, журналов факультативных и элективных учебных предметов и иных документов, содержащих информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимся образовательной программы, порядку их ведения и хранения устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.

 

П.11 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы рассматривается наличии в данных документах информации, соответствующей образовательной программе (правильность написания учебных предметов согласно учебного плана, наименование тем согласно рабочих программ по учебным предметам и соответствие количества часов, а также соответствие системы оценивания установленной системе оценивания в образовательной программе).

Индивидуальные учебные планы обучающихся (при наличии)

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план разрабатываются на основе учебного плана организации с целью развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) в порядке, установленном образовательной организацией.

 

П.23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

П.18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

При наличии индивидуальных учебных планов проводится их анализ на соответствие учебному плану организации и требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Не соответствие индивидуальных учебных планов учебным планам указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающегося требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Результаты государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии)

Результаты государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) включают в себя сведения о количестве обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования в данной организации за последние 5 лет, о численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, получивших количество баллов по ГИА ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, сдававших ГИА, по математике и русскому языку, о среднем значении количества баллов по государственной итоговой аттестации, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования, по математике, русскому языку и выбранным  предметам; о количестве обучающихся, не освоивших образовательную программу основного общего образования.

Части 3-5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Результаты государственной итоговой аттестации характеризуют уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

 

 

Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся, принимается образовательной организацией.

Часть 2 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ локального нормативного акта, регламентирующего режим занятий обучающихся, позволяет сделать выводы о формах организации образовательного процесса, чередовании урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Локальный нормативный акт, регламентирующий

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Локальный нормативный акт, регламентирующий

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, разрабатывается и принимается образовательной организацией.

 

Часть 2 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы изучение данного локального акта позволяет увидеть как установленные порядки текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся обеспечивают достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и качество подготовки обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях.

Локальный нормативный акт,  регламентирующий хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях разрабатывается и принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 

П.11 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы данный локальный акт позволяет ознакомиться с порядком хранения информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся и с самой информацией, проанализировать её для оценки качества подготовки обучающихся .

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ.

Локальный нормативный акт,  регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ, разрабатывается и принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 

П.3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В ходе аккредитационной экспертизы данный локальный акт позволяет ознакомиться с порядком организации обучения по индивидуальным учебным планам и сделать вывод о соответствии установленного порядка требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Локальный нормативный акт, регламентирующий

функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Локальный нормативный акт,  регламентирующий функционирование внутренней системы оценки качества образования, разрабатывается и принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Наличие внутренней системы оценки качества образования и её функционирование призвано обеспечить достижение запланированного результата освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

П.13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы изучение данного локального акта позволяет увидеть механизм осуществления внутренней оценки качества образования, направленный на отслеживание достижения результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Штатное расписание (штаты); сведения об уровне профессионального образования педагогических работников и общем стаже педагогической работы, копии трудовых договоров (служебных контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и (или) о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой (высшей) квалификационной категории по должностям педагогических работников 

Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность - также квалификационной категории.

Требования к квалификации, установленные Единым квалификационным справочником  должностей руководителей, специалистов и служащих:

Учитель: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Также изучается выполнение условия непрерывности профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

П.22 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Штатное расписание и копии трудовых договоров (служебных контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек анализируются с целью установления факта укомплектованности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками для обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Сведения об уровне профессионального образования педагогических работников и общем стаже педагогической работы, копии документов об образовании и (или) о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой (высшей) квалификационной категории по должностям педагогических работников анализируются в ходе аккредитационной экспертизы с целью установления уровня квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Наличие вакансий по должностям педагогических работников, наличие педагогических работников уровень квалификации которых не соответствует установленным требованиям, наличие педагогических работников, которые не прошли курсы повышения квалификации в установленный период указывает на отсутствие кадровых условий, необходимых для обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Необходимо учесть, что согласно п.9 Единого квалификационного  справочника должностей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Документы, подтверждающие наличие в библиотечном фонде организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Учитывая выше указанную норму, организация, осуществляющая образовательную деятельность, представляет документ (приказ, выписка из протокола), подтверждающий определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Также организация представляет бухгалтерские документы, подтверждающие наличие на балансе организации (библиотеки) учебников и учебных пособий, указанных в утвержденном перечне организации, и их количество.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

П.9 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.26 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

 

 

 

 

 

В ходе аккредитационной экспертизы оценивается обеспеченность учебниками и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе.

Несоответствие количества учебников и учебных пособий установленным требованиям указывает на отсутствие учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы.

 

Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимых материально-технических условий реализации образовательной программы, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;

создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;

формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;

проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;

занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

планирования учебной деятельности, фиксации ее динамики, промежуточных и итоговых результатов;

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;

выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,

организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Представляются, прежде всего, документы (карты учета материальных ценностей), подтверждающих наличие необходимых материально-технических условий обеспечивающих возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

П.24 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

 № 1897.

В ходе аккредитационной экспертизы необходимо соотнести описание необходимых материально-технических условий, указанных в образовательной программе и имеющихся в организации на момент аккредитационной экспертизы.

Рассматриваются, в первую очередь, документы, подтверждающие наличие оборудования, оснащения, обеспечивающих достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Учитывается также дорожная карта по формированию необходимой системы условий.

Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии).

Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указываются:

1) вид, уровень образовательной программы (часть образовательной программы), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, участвующих в сетевой форме реализации образовательной программы, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательной программы, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Для организации реализации образовательной программы с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательную программу.

Части 2-3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При использовании сетевой формы реализации программы:

при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме

Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях (при наличии).

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

.

Часть 2 статьи 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При наличии документа, подтверждающего общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях, данный документ рассматривается как дополнительная информация  о деятельности образовательной организации.

Распорядительные акты

о приеме лиц на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Приказы о приеме лиц на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по образовательной программе основного общего образования представляются на всех обучающихся, которые осваивают заявленную на государственную аккредитацию программу на момент проведения аккредитационной экспертизы.

Часть 1 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов о приеме лиц на обучение проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

Распорядительные акты

об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении, в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы (при наличии).

При наличии обучающихся, осваивающих образовательную программу по индивидуальным учебным планам, предоставляются приказы о переводе данных обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам.

Часть 3 статьи 57 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов об обучении по индивидуальному учебному плану (при их наличии) проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

Распорядительные акты о зачислении в качестве экстернов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе лиц, осваивающих соответствующую образовательную программу в форме самообразования, семейного образования (если ФГОС допускается получение образования по соответствующей образовательной программе в форме самообразования, семейного образования), а также лиц, обучавшихся по соответствующей не имеющей государственной аккредитации образовательной программе (при наличии).

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

 

Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов о зачислении в качестве экстернов проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

 

Необходимо учитывать, что при отсутствии государственной аккредитации по образовательной программе основного общего образования, образовательная организация, на момент проведения аккредитационной экспертизы, организация не вправе зачислять лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования в качестве экстернов.

Распорядительные акты о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (при наличии).

Приказы о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования  предоставляются за 5 лет.

Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ приказов о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования проводится с целью соотнесения сведений об обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования по результатам промежуточной аттестации и допущенных к итоговой государственной аттестации  распорядительными актами.

Распорядительные акты

об отчислении обучающихся по образовательной программе из организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).

Приказы об отчислении обучающихся, которые осваивали образовательную программу основного общего образования, предоставляются при их наличии.

Часть 4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов об отчислении обучающихся проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

 

[1] приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2017 г. № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы».

[2] приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или её филиал».

[3] приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1386 “Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы”

19.09.2017