Законодательство     Обратная связь     О проекте

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Методические рекомендации


Памятка эксперта для проведения аккредитационной экспертизы основной образовательной программы среднего профессионального образования

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Памятка эксперта
для проведения аккредитационной экспертизы
сновной образовательной программы среднего профессионального образования

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной для государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Нормативно-правовой основой аккредитационной экспертизы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»);
  3. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2014 г. № 1398 «Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;
  4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. №1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или её филиал»;
  6. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2017 г. № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы»;
  7. приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования;
  8. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  9. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  10. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
  11. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 958 "Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы";
  12. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного  справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  13. приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт:

  • взаимодействует с аккредитационным органом, получает и анализирует задание на аккредитационную экспертизу;
  • предъявляет руководителю или иному должностному лицу организации документы, удостоверяющие личность;
  • проводит аккредитационную экспертизу по тем образовательным программам, которые закреплены за ним в распорядительном акте аккредитационного органа и в заключенном с ним гражданско-правовом договоре;
  • изучает и проводит анализ документов и материалов, представленных  организацией;
  • анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);
  • готовит отчет об аккредитационной экспертизе по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации[1].

При проведении аккредитационной экспертизы по заявленной к государственной аккредитации образовательной программе экспертом проводится:

определение соответствия содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;

определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего профессионального образования.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом эксперт работает с копиями документов и материалов, представленными аккредитационным органом (согласно подпунктам «г» - «з» пункта 8 и подпунктов «б» и «в» пункта 9 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности), а также использует:

документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

документы и материалы, полученные по ее запросу от организации в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации[2], в бумажном и (или) электронном виде.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда эксперт работает с документами и материалами, представленными аккредитационным органом, которые были получены им от организации и запрошенные им в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации, в электронном виде, а также указанные в подпунктах «г» - «з» пункта 8 и подпунктах «б» и «в» пункта 9 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, эксперт получает доступ в электронную информационно-образовательную среду и анализирует возможности освоения обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от их места нахождения и достижения обучающихся.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом эксперт работает в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка организации, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с руководством организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда эксперт работает в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка аккредитационного органа, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с аккредитационным органом[3].

Эксперт ожидает представления необходимых для проведения аккредитационной экспертизы документов и материалов организацией не более двух часов с момента его прибытия в организацию. Факт непредставления документов и материалов фиксируется экспертом в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда факт непредставления документов и материалов организацией в аккредитационный орган фиксируется экспертом в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.

Отчет об аккредитационной экспертизе составляется экспертом отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его подписью.

Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.

Каждый вывод эксперта о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в организации по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтверждается копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными организацией.

Вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательной программе требованиям ФГОС делается при наличии хотя бы одного несоответствия требованиям ФГОС.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы эксперт представляет отчет об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и направляет его электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа в течение 1 рабочего дня с момента передачи отчета об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы, который готовит заключение экспертной группы.

При выявлении нарушений законодательства в сфере образования (отсутствие локального нормативного акта, наличие в локальном нормативном акте норм, противоречащих требованию федерального законодательства об образовании, наличие в локальном акте норм, ухудшающих положение обучающихся по сравнению с установленными законодательством об образовании) эксперт указывает об этом в отчете об аккредитационной экспертизе.

Эксперт, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

Перечень документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы

Требования федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных правовых актов

 

Нормативный правовой акт, устанавливающий требование

Примечание

Основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - образовательная программа), включающая в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (далее - ППКРС); программу подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной образовательной программы.

ППКРС и ППССЗ предусматривают обязательную часть и вариативную.

Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Программа подготовки специалистов среднего звена предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

 

Анализ основной образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС или ППССЗ) проводится, в первую очередь, на наличие основных компонентов, требование о наличии которых установлены требованиями федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования к структуре образовательной программе; на соответствие по объемам обязательной и вариативной частей образовательной программы установленным требованиям (ППКРС -80% и 20 %, ППССЗ – 70% и 30%).

Следует обратить внимание на то, что при формировании образовательной программы образовательная организация обязана ежегодно обновлять её с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО.

Отсутствие одного из учебных циклов и (или) раздела в основной образовательной программе указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по заявленной к государственной аккредитации образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования

 

Рабочие программы дисциплин имеют четко сформулированные требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; предусматривают, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Рабочая программа дисциплины  должна:

• определять цели и задачи изучения дисциплины;

• соответствовать характеристике профессиональной деятельности выпускников и  требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по соответствующей специальности;

• учитывать междисциплинарные связи;

• раскрывать последовательность изучения разделов и тем;

•  определять структуру и содержание учебной нагрузки;

• соответствовать современному уровню науки и практики; 

• отражать инновационные подходы преподавания дисциплины (использование интерактивных технологий и инновационных методов).

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

 

Анализ рабочих программ дисциплин и практик носит более глубокий характер, так как призван определить соответствие (несоответствие) содержания по отдельной взятой дисциплине и учебным циклам требованиям федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования в части формирования общих и профессиональных компетенций.

Содержание должно обеспечивать достижение запланированных результатов.

Отсутствие рабочей программы по одной из дисциплин указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом  среднего профессионального образования.

 

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Обязательно учебный план содержит указание на формы промежуточной аттестации по дисциплинам.

 

П.22 статьи 2, часть 1 ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Учебный план анализируется на наличие обязательной и вариативной частей.

Отсутствие одной из дисциплин или несоответствие их показателям (ППКРС -80% и 20 %, ППССЗ – 70% и 30%) указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по заявленной для государственной аккредитации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Отсутствие в учебном плане форм промежуточной аттестации является нарушением требования законодательства в сфере образования и об этом следует указать в отчете о проведении аккредитационной экспертизы.

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

 

Анализ календарного учебного графика проводится с целью установления соответствия (несоответствия) чередования учебной деятельности, практик и плановых перерывов требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

Анализ фонда оценочных средств по каждой дисциплине проводится с целью установления обеспечивает ли он контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин. 

Расписание учебных занятий

Расписание учебных занятий является локальным актом образовательной организации, поэтому должно иметь отметку об утверждении руководителем образовательной организации.

Перечень учебных предметов и количество часов в расписании учебных занятий должно соответствовать учебному плану.

часть 1 статьи 30  Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Расписание учебных занятий анализируется с целью установления соответствия перечня учебных дисциплин и количества часов учебному плану, а также записям в журналах учета прохождения теоретического и практического учебного материала, тематическому планированию в рабочих программах.

Соответствие (несоответствие) записей в журналах расписанию и тематическому планированию в рабочих программах указывает на освоение (не освоение) в полном объёме образовательной программы.

Расписания промежуточных аттестаций, государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии).

Расписания промежуточных аттестаций, государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) является локальным распорядительным актом организации. Принимается в соответствии с нормами, установленными локальным актом, регламентирующим порядок проведения промежуточной аттестации, и программой государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации).

часть 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Расписания промежуточных аттестаций, государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) перечня учебных дисциплин и форм промежуточной и государственной итоговой аттестации требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний.

Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседаний педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.

Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

П.15, 18 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.

Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данного документа требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Нарушение порядка утверждения программы государственной итоговой аттестации и (или) сроков доведения её до сведения студентов является нарушением  требований законодательства об образовании и об этом следует указать в отчете о проведении аккредитационной экспертизы.

Программы практик.

Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика

П.2,3 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г.

№ 291.

Программы практик  анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Следует обратить внимание на то, что практика (учебная и производственная) представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Документы, подтверждающие разработку образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с заинтересованными работодателями.

Образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями определяются конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

 

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

Документы, подтверждающие разработку образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с заинтересованными работодателями анализируются на установления соответствия (несоответствия) содержания представленных документов требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Требования к наличию документов, содержащих информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимся образовательной программы, порядку их ведения и хранения устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.

П.11 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы рассматривается наличии в данных документах информации, соответствующей образовательной программе (правильность написания учебных дисциплин согласно учебному плану, наименование тем согласно рабочих программ по учебным дисциплинам и соответствие количества часов, а также соответствие системы оценивания установленной фондами оценочных средств в образовательной программе.)

Отчетность обучающихся по практикам (дневники, отчеты, аттестационные листы и характеристики обучающихся по практикам), оценочный материал и результаты аттестации по практикам (при наличии).

Образовательные организации разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.

В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

П.14, 20, 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291.

Отчетность обучающихся по практикам, оценочный материал и результаты аттестации по практикам анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

Индивидуальные учебные планы обучающихся (при наличии).

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план разрабатываются на основе учебного плана организации с целью развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

П.23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

При наличии индивидуальных учебных планов проводится их анализ на соответствие учебному плану организации и требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Не соответствие индивидуальных учебных планов учебным планам указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающегося требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Выпускные квалификационные работы (при наличии).

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:

выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

дипломная работа (дипломный проект) - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.

П.11-12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.

Выпускные квалификационные работы анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

Необходимо учесть при анализе выпускных квалификационных работ по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, что тематики выпускной квалификационной работы должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

При анализе выпускных квалификационных работ по программам подготовки специалистов среднего звена следует учесть, что тематика выпускной квалификационной работы должна

соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

П.24 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.

Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) их содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

Заключения председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена и при защите выпускной квалификационной работы подавшего апелляцию выпускника (при наличии).

Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.

П.7, 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.

Заключения председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена и при защите выпускной квалификационной работы подавшего апелляцию выпускника анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данного документа требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

Документы, предусмотренные локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающим порядок и форму проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам (при наличии).

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Перечень документов устанавливается локальным нормативным актом.

Часть 3 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Документы, предусмотренные локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающим порядок и форму проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам анализируется в том случае, если ранее в организации проводилась итоговая аттестация.

Договоры об организации и проведении производственной практики, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы (при наличии).

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

 

П.11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г.

№ 291.

Договоры об организации и проведении производственной практики, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данного документа требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Отсутствие договоров или их части является нарушением  требования законодательства об образовании и об этом следует указать в отчете о проведении аккредитационной экспертизы.

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы (при наличии).

Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указываются:

1) вид, уровень образовательной программы (часть образовательной программы), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, участвующих в сетевой форме реализации образовательной программы, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательной программы, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Для организации реализации образовательной программы с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательную программу.

Части 2-3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При использовании сетевой формы реализации программы:

при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме

Штатное расписание, копии трудовых договоров (служебных контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и (или) о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой (высшей) квалификационной категории по должностям педагогических работников

Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования;

 

Штатное расписание, копии трудовых договоров (служебных контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и (или) о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой (высшей) квалификационной категории по должностям педагогических работников анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) условий реализации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Наличие педагогических кадров, не имеющих соответствующего образования или не проходящих 1 раз в 3 года обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) может указывать на несоответствие качества подготовки обучающихся по заявленной образовательной программе  требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Документы, подтверждающие наличие (или право использования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) и электронной информационно-образовательной среды, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Реализация образовательной программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей). Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования;

 

Документы, подтверждающие наличие (или право использования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) и электронной информационно-образовательной среды анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) условий реализации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Документы, подтверждающие соответствие требованиям ФГОС укомплектованности библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

 

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

 

Документы, подтверждающие соответствие требованиям ФГОС укомплектованности библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) условий реализации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям ФГОС и обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

Образовательная организация, реализующая ППКРС и ППССЗ должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень оборудованных кабинетов определяется федеральным государственным образовательным стандартом в соответствии с получаемой профессией и специальностью.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования

 

Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям ФГОС и обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) условий реализации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Договоры о создании профессиональной образовательной организацией кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии).

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Часть 3 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Договоры о создании профессиональной образовательной организацией кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) условий реализации образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Часть 2-4 статьи 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Представленные документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, рассматриваются при аккредитационной экспертизе и служат дополнительным  материалом при установлении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по заявленной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии).

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки

Часть 1-3 статьи 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при их наличии) рассматриваются в ходе аккредитационной экспертизы с целью ознакомления и получения дополнительного материала об уровне освоения обучающимися образовательной программы и об уровне организации работы по реализации образовательных программ.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок разработки и утверждения образовательных программ.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок разработки и утверждения образовательных программ, принимается образовательной организацией.

Часть 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок разработки и утверждения образовательных программ анализируется с целью ознакомления с порядком разработки и утверждения образовательных программ.

Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся, принимается образовательной организацией.

Часть 2 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ локального нормативного акта, регламентирующего режим занятий обучающихся, позволяет сделать выводы о формах организации образовательного процесса.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок организации и осуществления образовательной деятельности обучающихся по индивидуальным учебным планам, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ, разрабатывается и принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 

П.3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В ходе аккредитационной экспертизы данный локальный акт позволяет ознакомиться с порядком организации обучения по индивидуальным учебным планам и сделать вывод о соответствии установленного порядка требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости.

Локальный нормативный акт, регламентирующий

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости разрабатывается и принимается образовательной организацией.

Часть 2 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы изучение данного локального акта позволяет увидеть как установленный порядок текущего контроля обучающихся обеспечивает достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы и качества подготовки обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся, устанавливает ее периодичность и систему оценок.

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы изучение данного локального акта позволяет увидеть, как установленный порядок промежуточной аттестации обучающихся обеспечивает достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы и качества подготовки обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях.

Локальный нормативный акт, регламентирующий хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях разрабатывается и принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

П.11 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В ходе аккредитационной экспертизы данный локальный акт позволяет ознакомиться с порядком хранения информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся и с самой информацией, проанализировать её для оценки качества подготовки обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

П.7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, позволяет ознакомиться с порядком зачета результатов и проанализировать его влияние  на качество подготовки обучающихся.

Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и форму проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 3 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Изучение локального нормативного акта, регламентирующего порядок и форму проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам проводится с целью ознакомления с порядком и формами проведения итоговой аттестации и определения перечня документов, которые издаются при проведении итоговой аттестации, в том случае, если ранее проводилась итоговая аттестация.

Распорядительные акты о приеме лиц на обучение по образовательной программе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Приказы о приеме лиц на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по образовательной программе среднего профессионального образования представляются на всех обучающихся, которые осваивают заявленную на государственную аккредитацию программу на момент проведения аккредитационной экспертизы.

Часть 1 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов о приеме лиц на обучение проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

Распорядительные акты об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении, в пределах осваиваемой образовательной программы (при наличии).

При наличии обучающихся, осваивающих образовательную программу по индивидуальным учебным планам, предоставляются приказы о переводе данных обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах осваиваемой образовательной программы.

Часть 3 статьи 57 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов об обучении по индивидуальному учебному плану (при их наличии) проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

Распорядительные акты о переводе обучающихся для получения образования по другой профессии или специальности, по другой форме обучения (при наличии).

Обучающимся предоставляются академические права на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.

П.13 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Распорядительные акты о переводе обучающихся для получения образования по другой профессии или специальности, по другой форме обучения при их наличии изучаются с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе

Распорядительные акты о зачислении в качестве экстернов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе лиц, обучавшихся по соответствующей, не имеющей государственной аккредитации образовательной программе (при наличии).

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов о зачислении в качестве экстернов проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

 

Необходимо учитывать, что при отсутствии государственной аккредитации по образовательной программе  среднего профессионального образования, образовательная организация, на момент проведения аккредитационной экспертизы, организация не вправе зачислять лиц, обучавшихся по соответствующей, не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, в качестве экстернов.

Распорядительные акты о направлении на практику обучающихся (при наличии).

Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

П.11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г.

№ 291

Распорядительные акты о направлении на практику обучающихся анализируются с целью установления факта выполнения (невыполнения) образовательной программы в полном объёме, что в свою очередь указывает на соответствие (несоответствие) качества подготовки  обучающихся по заявленной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Распорядительные акты о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации (при наличии).

К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования

П.17 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968

Распорядительные акты о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данных документов требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Распорядительные акты об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией.

Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации и лиц, приглашенных из сторонних организаций: педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, высшую или первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.

Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.

П.6 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968

Распорядительные акты об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данных документов требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Распорядительные акты о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей и консультантов (при наличии).

Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.

П.13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968

Распорядительные акты о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей и консультантов анализируются с целью установления соответствия (несоответствия) содержания данных документов требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Распорядительные акты об отчислении обучающихся по образовательной программе из организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).

Приказы об отчислении обучающихся, которые осваивали образовательную программу среднего профессионального образования, предоставляются при их наличии.

Часть 4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Анализ распорядительных актов об отчислении обучающихся проводится с целью подтверждения контингента обучающихся по данной образовательной программе.

 

[1] приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2017 г. № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы».

[2] приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или её филиал».

[3] приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1386 “Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы”

19.09.2017