Профилактика
Конструктор управленческих решений

Прием (впервые) на обучение по образовательной программе дошкольного образования в образовательную организацию, подведомственную Департаменту образования и науки г. Москвы


Описание нормативной правовой базы, обосновывающей принятие каждого из предлагаемых решений по всем разработанным алгоритмам

Принятие решения по данному вопросу регламентируется следующими правовыми нормами:

  • пунктом 8 части 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», подпунктом «м» пункта 1 части 2, частью 3 статьи 29 «Информационная открытость образовательной организации», частью 2 статьи 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения», статьей 53 «Возникновение образовательных отношений», статьей 54 «Договор об образовании», статьей 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность», частями 1-4.1 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Законом г. Москвы от 20.06.2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве»;

  • Законом г. Москвы от 10.03.2004 № 14 «Об общем образовании в городе Москве»;

  • Основными правилами приема заявлений о постановке на учет для направления детей в государственные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 19.12.2017 № 1039-ПП;

  • Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 № 236;

  • Временными правилами регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденными руководителем Департамента образования города Москвы от 14 июля 2014 года;

  • Порядком взаимодействия с законными представителями (родителями, опекунами) при приеме (зачислении) детей в дошкольные группы образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, утвержденным распоряжением ДОНМ от 23.08.2021 № 159р.


Перечень документов и их форм, необходимых для оформления принятого решения

  • Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования (см. приложение 1).

  • Согласие законного представителя (родителя, опекуна) на обработку персональных данных несовершеннолетнего и законного представителя (см. приложение 2).

  • Согласие законного представителя (родителя, опекуна) на психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего обучающегося (см. приложение 3).

  • Согласие законного представителя (родителя, опекуна) на фото- и видеосъемку обучающегося и размещение фото- и видеоматериалов в информационных системах школы (см. приложение 4).

  • Приказ о зачислении ребенка в дошкольную группу образовательной организации (см. приложение 5).


Набор кейсов для иллюстрации наиболее сложных и неоднозначных ситуаций для принятия эффективных управленческих решений

Решение Московского городского суда от 08.04.2019 по делу № 3А-143/2019 (оставлено без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.09.2019 № 5-АПА19-68)

Родители (законные представители) детей, в частности, аргументировали свое требование о признании недействующими Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденных руководителем Департамента образования города Москвы от 14 июля 2014 года, тем, что они создают разные условия для детей при зачислении в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы в зависимости от типа регистрации в г. Москве, ограничивают право на постановку детей на учет для последующего зачисления в дошкольные учреждения лиц, не имеющих регистрации в г. Москве.

Судом было установлено, что исходя из анализа соответствующих положений рассматриваемого нормативного правового акта следует, что группы очередности постановки детей на учет и последующее их зачисление в дошкольные учреждения формируются по принципу проживания детей на территории, закрепленной за образовательным учреждением.

В том числе судом был сделан вывод о том, что положения оспариваемого нормативного правового акта о формировании единого электронного реестра по принципу проживания детей на территории, закрепленной за образовательным учреждением, в зависимости от типа регистрации на территории города Москвы, в полной мере согласуются с нормативными положениями статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающими необходимость обеспечения приема в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

При этом суд отметил, что Временные правила не предполагают отказ в зачислении в дошкольные образовательные учреждения города Москвы по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательным учреждением территории, а также наличия временной регистрации по месту пребывания. Направление детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, в дошкольные организации осуществляется на свободные места, оставшиеся после обеспечения местами детей, зарегистрированных по месту жительства на территории, закрепленной за организацией, в соответствии с порядком формирования электронного реестра.

Ранее, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.02.2015 № 5-АПГ14-61 (оставившим без изменения решение Московского городского суда от 29.09.2014 по делу № 3-222/2014) также судом было подтверждено, что оспариваемые нормы не предполагают отказ в зачислении в дошкольное образовательное учреждение г. Москвы по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательным учреждением территории.