Законодательство     Обратная связь     О проекте

Лицензирование образовательной организации

Методические рекомендации


Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по лицензионному контролю

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по лицензионному контролю

Лицензионный контроль осуществляется в форме документарных проверок, плановых проверок и внеплановых выездных проверок.

Предметом проверок по лицензионному контролю является содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положением о лицензировании образовательной деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Нормативно-правовой основой лицензионного контроля являются:

  1. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  4. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966;

  5. приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  6. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  7. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н « Об утверждении единого квалификационного  справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  8. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

При привлечении к мероприятиям по лицензионному контролю экспертом устанавливается:

соответствие содержащихся в документах лицензиата сведений о его деятельности лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании образовательной деятельности;

соответствие состояния используемых при осуществлении образовательной деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании образовательной деятельности;

соответствие принимаемых лицензиатом мер по соблюдению лицензионных требований, исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований  требованиям законодательства.

При проведении лицензионного контроля эксперт:

участвует в проверке на основании распорядительного акта о ее проведении в соответствии с ее назначением;

предъявляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю документ, удостоверяющий личность, при проведении выездной проверки;

работает под руководством должностного лица, уполномоченного на проведение проверки лицензирующим органом;

соблюдает законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

анализирует документы и материалы в соответствии с техническим заданием, определенным гражданско-правовым договором;

анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);

не в праве требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и предметом проверки;

не препятствует руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

оформляет по результатам проведенной экспертизы экспертное заключение, которое прилагается в обязательном порядке к акту проверки.

Эксперт, привлекаемый к проведению лицензионного контроля в форме документарной проверки, анализирует документы и материалы, предоставленные ему лицензирующим органом, а также использует документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Экспертиза проводится по месту нахождения лицензирующего органа.

При привлечении к мероприятиям по лицензионному контролю в форме выездной внеплановой проверки эксперт осуществляет свою деятельность по адресу, указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Каждый вывод эксперта о несоблюдении лицензиатом лицензионных требований подтверждается копиями документов, указывающих на наличие факта несоблюдения установленных требований, заверенными организацией.

Эксперт, подписавший экспертное заключение, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

Лицензионное требование

Документы и материалы, проверяемые при лицензионном контроле

Нарушение лицензионных требований

наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам

 

1. Документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании у организации, осуществляющей образовательную деятельность, зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (свидетельство о собственности, оперативном управлении, договор аренды, безвозмездного пользования);

2. Документы, подтверждающие проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.

1. Отсутствие документа, подтверждающего наличие на праве собственности или ином законном основании у организации, осуществляющей образовательную деятельность, зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

2. Отсутствие документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей) .

Примечание: Законными основаниями наличия у лицензиата зданий, строений и сооружений, помещений и территории являются:

  • собственность,
  • аренда,                                           
  • оперативное управление,
  • безвозмездное пользование,
  • постоянное (бессрочное) пользование,
  • иное.

Правоустанавливающими документами, свидетельствующими о наличии законного основания на имущество, являются:

  • свидетельство о государственной регистрации права (в случаях, когда согласно законодательству имущественное право подлежит государственной регистрации);
  • договор;
  • постановление государственного (муниципального) органа (иные решения правообладателей, наделяющих лицензиата имуществом).

В случае необходимости использования в образовательном процессе территорий (расположенных на ней спортивных площадок, стадионов, автодромов, учебных хозяйств и др., не зарегистрированных как самостоятельные сооружения), лицензиат должен иметь законные основания на право пользования соответствующим земельным участком.

При представлении лицензиатом:

  • договора аренды рекомендуется обратить внимание на соблюдение положений части 3 статьи 607, статьи 609, части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • договора о безвозмездном пользовании необходимо учитывать требования главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая требования Гражданского кодекса Российской Федерации о предоставлении имущества арендатору при проверке документов лицензиата необходимо установить наличие передаточного акта на имущество.

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

1. Оборудование, оснащение в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

2. Документы, подтверждающие наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудованных помещений в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными программами.

1. Отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудованных помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

2. Отсутствие документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных  стандартов, образовательных программ.

Примечание:

Материально-технические условия реализации основной и дополнительной образовательной программы должны обеспечивать:

  • возможность достижения обучающимися установленных федеральным государственным образовательным стандартом и (или) образовательной программой требований к результатам освоения образовательной программы;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.), санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.), социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.), пожарной и электробезопасности, требований охраны труда, своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
  • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническая база реализации образовательной программы должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к:

  • участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и их оборудование);
  • зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
  • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
  • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;
  • актовому залу;
  • спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию, бассейнам;
  • помещениям для медицинского персонала;
  • мебели, оснащению и хозяйственному инвентарю;
  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям.

наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы

 

отсутствие утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательной программы

 

Примечание:

Согласно пункту 17 статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Реализуемые образовательные программы должны содержать объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации, представленные в учебном плане, календарный учебный график, рабочие программы, а также оценочные и методические материалы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, которая учитывает  особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при необходимости должна обеспечивать коррекцию нарушений развития, их социальную адаптацию.

Таким образом, подтверждением соблюдения лицензионного требования является предоставление самостоятельно разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуемых образовательных программ, в том числе и адаптированных (лицензиатом) и предполагаемых к реализации (соискателем лицензии).

наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

Штатное расписание, тарификация, копии документов об образовании, копии аттестационных листов, копию рекомендации аттестационной комиссии о назначении педагогического работника несоответствующего квалификационным требованиям на педагогическую должность в соответствии с пунктом 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н и иные документы.

 

1. Отсутствие педагогических работников, заключивших с образовательной организацией трудовые договоры;

2. Назначение педагогического работника несоответствующего квалификационным требованиям на педагогическую должность без рекомендации аттестационной комиссии о назначении педагогического работника;

3. Отсутствие документов, подтверждающих наличие профессионального образования и соответствия соответствующим квалификационным требованиям необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам у отдельных педагогических работников.

 

Примечание:

Выполнение данного лицензионного требования предполагает наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогических работников, работающих по трудовым договорам, в том числе и на условиях совместительства.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования к квалификации руководителей (заместителей руководителей) образовательных организаций установлены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации должен иметь:

  • высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет;
  • высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Требования к квалификации педагогических работников установлены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Преподаватель образовательной организации должен иметь:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;
  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

А также Требования к квалификации педагогических работников установлены профессиональным стандартом "Педагог", утвержденным приказом  Минтруда России от 18.10.2013 №554н:

Учитель:

Требование к образованию:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и  педагогические науки" без предъявления требований к стажу работы;
  • высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;
  • высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Особое внимание следует обратить на следующее, что в соответствии с частью 1 статьи 46  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

Работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В требованиях к кадровому обеспечению реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, предусмотрено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу общего образования, должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность, - квалификационной категории.

Подтверждающими документами наличия необходимого количества педагогических работников и соответствия их образования установленным требования могут быть выписка из штатного расписания, копии приказов о тарификации, копии документов об образовании и (или) квалификации, копии аттестационных листов, а также иные документы, предоставленные работодателем.

При наличии в образовательном учреждении лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, следует запросить копию протокола (выписку из протокола) аттестационной комиссии о рекомендации работодателю назначить данного педагогического работника на соответствующую должность в порядке исключения согласно пункту 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

1. Документы, подтверждающие укомплектованность библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

2. Документы, подтверждающие соблюдение норм обеспеченности обучающихся учебными изданиями.

 

1. Отсутствие документов, подтверждающих укомплектованность библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

2. Нарушение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по отдельному учебному предмету);

3. Использование организацией, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования учебника, не входящего в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Примечание:

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.                    

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования установлено, что норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования;
  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы общего образования.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

При отсутствии федеральных государственных образовательных стандартов нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося устанавливаются образовательной программой. При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

  • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

О соблюдении данного требования будет свидетельствовать наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

В этом случае необходимо удостовериться в наличии учебников и учебных пособий и их достаточном количестве в соответствии с установленными лицензионными нормативами.

Для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, необходимо руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также оценивать обеспеченность учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе.

Количество учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов может быть подтверждено утвержденными списками литературы, библиотечными реестрами, балансовыми списками и т.п. Фактическое наличие указанных ресурсов, а также их состояние целесообразно проверить путем визуального осмотра. При проверке необходимо также учитывать наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, хранящихся на электронных носителях.

наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования  статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

 

Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

 

наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

1. Заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

2. Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (для образовательных организаций);

3. Документы и материалы, подтверждающие наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 

1. Отсутствие у образовательной организации заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности;

 2. Отсутствие документов и материалов, подтверждающих наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 

наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

1. Документы и материалы, подтверждающие наличие специальных условий у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная образовательная программа, официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху),

2. Специальные технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, учебные пособия)

 

1.Отсутствие документов и материалов, подтверждающих наличие специальных условий у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

2. Отсутствие условий для беспрепятственного подхода/подъезда к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд (с перечнем реализуемых программ, расписанием и т.д.), адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху);

3. Отсутствие разработанной и утвержденной адаптированной образовательной программы.

Примечание:

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода (подъезда) к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд с перечнем реализуемых программ, расписанием иной информацией, адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).

Таким образом, подтверждением наличия специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья являются адаптированная образовательная программа, официальный сайт в сети Интернет и документы, подтверждающие наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

«Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (часть 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Соответственно, при наличии в индивидуальной программе реабилитации указания на возможность (рекомендацию) получения среднего профессионального и (или) высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).

наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Штатное расписание, распорядительные акты организации о приеме на работу научных работников.

Учитывая, что включение в штатное расписание научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отнесено к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, отсутствие их в штатном расписании не может быть нарушением лицензионных требований.

Для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

1.Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств;

2.Документы, подтверждающие применение информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств.

 

1. Отсутствие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств;

2. Отсутствие документов, подтверждающих применение информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств.

 

Примечание:

Наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать порядку применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2, согласно которого организации:

  • оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • допускают отсутствие аудиторных занятий;
  • обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам;
  • ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ:

наличие документа, подтверждающего допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с частью 4статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Лицензия на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Отсутствие лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

 

Для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Договор, заключенный между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

 

Отсутствие договора, заключенного между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья

Примечание:

Договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности (часть 5 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ:

наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

1.Договор о сетевой форме реализации образовательных программ;

2. Совместно утвержденная организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательная программа, реализуемая в сетевой форме.

 

1.Отсутствие договора о сетевой форме реализации образовательных программ;

2. Отсутствие совместно утвержденной организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательной программы, реализуемой в сетевой форме.

 

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций:

соответствие требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

1. Документы, подтверждающие соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям статьи 15.2  Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в части её учредителя (физического лица или  юридического лица);

2. Документы, подтверждающие наличие у организации стрелкового объекта для проведения занятий по огневой подготовке;

3. Стрелковый объект для проведения занятий по огневой подготовке.

 

1. Отсутствие документов, подтверждающих соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в части её учредителя (физического лица или  юридического лица);

2. Отсутствие документа, подтверждающего наличие у организации стрелкового объекта для проведения занятий по огневой подготовке;

3. Отсутствие у организации стрелкового объекта для проведения занятий по огневой подготовке.

 

Примечание:

Требования, установленные статьей 15.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», относятся к учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций. Учредителями вышеуказанных организаций не могут являться:

  • граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;
  • иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке.

Для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения":

наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

1. Согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программы подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

2. Заключения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей образовательную программу подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, установленным требованиям.

 

1. Отсутствие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

2. Отсутствие заключения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей образовательную программу подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, установленным требованиям.

 

Примечание:

Образовательные программы подготовки водителей автомототранспортных средств разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Разработанные и утвержденные образовательные программы согласуются с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в установленном ею порядке.

Требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, по образовательным программам подготовки водителей автомототранспортных средств установлены в разделе V примерной программы «Условия реализации примерной программы». Раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы» содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.

«Для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом № 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией»

19.09.2017