↓ Вопросы 2023 года ↓
Колледж планирует привлекать к работе студентов старших курсов ВУЗов в качестве преподавателей специальных дисциплин. Возможно ли и на каких условиях обосновать привлечение студентов к образовательному процессу?
Колледж планирует привлекать к работе студентов старших курсов ВУЗов в качестве преподавателей специальных дисциплин. Возможно ли и на каких условиях обосновать привлечение студентов к образовательному процессу?


24.02.2023
Квалификационные и иные требования к преподавателям колледжа установлены статьями 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Преподавателем на программах среднего профессионального образования, по общему правилу, может быть лицо, имеющее завершенное среднее профессиональное или высшее образование.
Однако, в пункте 9 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 запрещают привлечение детей к ремонтно-строительным работам: 2.10.4. Не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей. Если студентов в возрасте до 18 лет запрещено привлекать к выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, то как организовать практику для тех, кто обучается по «строительным» специальностям в рамках ФГОС с сокращенными сроками обучения?
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 запрещают привлечение детей к ремонтно-строительным работам: 2.10.4. Не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей. Если студентов в возрасте до 18 лет запрещено привлекать к выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, то как организовать практику для тех, кто обучается по «строительным» специальностям в рамках ФГОС с сокращенными сроками обучения?


24.02.2023
Согласно п. 2.10.4. СП 2.4.3648-20 не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
Данное требование включено в п. 2.10, а значит является требованием в отношении организации образовательного процесса и режима дня.
Вместе с тем конструкция запрета п. 2.10.4. СП 2.4.3648-20 состоит из двух частей:
1. Запрет на привлечение детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. По-видимому, здесь имеется в виду Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163;
2. Запрет на привлечение детей к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
Судя по перечню данных работ, имеется в виду так называемый общественно-полезный труд, не предусмотренный образовательной программой.
Так, согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Представляется, что запрет п. 2.10.4. СП 2.4.3648-20 направлен на защиту прав обучающихся от привлечения их к ряду работ по содержанию зданий, помещений и территорий образовательной организации даже в ситуации получения согласия родителей (законных представителей) на привлечение к данным видам работ.
Таким образом, данный запрет не должен распространяться на случаи привлечения обучающихся к труду, предусмотренному образовательной программой.
В п. 3 раздела «Примечания» Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163, содержится положение о том, что при прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.
Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).
Таким образом, абсолютный запрет на привлечение обучающихся к ряду работ даже в рамках прохождения производственной практики распространяется лишь на:
• работу на высоте,
• верхолазные работы,
• взрывоопасные работы,
• подземные работы,
• подводные работы.
С учетом того, что п. 2.10.4. СП 2.4.3648-20 устанавливает общий запрет, не конкретизируя его по различным ситуациям, а также того, что, упоминая выполнение ремонтно-строительных и отделочных работ, данный пункт имеет в виду привлечение обучающихся к общественно-полезному труду, то при организации практики студентов по «строительным» специальностям в рамках ФГОС с сокращенными сроками обучения необходимо руководствоваться п. 3 раздела «Примечания» Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.
В образовательной организации возникла спорная ситуация между учителем и родителем. Стороны решили обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. При этом родитель настаивает на ведении аудиозаписи заседания, а учитель, наоборот, против. Каким образом решить вопрос с аудиозаписью? Можно ли обжаловать решение указанной комиссии? Будет ли считаться допустимым доказательством неофициальная аудиозапись?
В образовательной организации возникла спорная ситуация между учителем и родителем. Стороны решили обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. При этом родитель настаивает на ведении аудиозаписи заседания, а учитель, наоборот, против. Каким образом решить вопрос с аудиозаписью? Можно ли обжаловать решение указанной комиссии? Будет ли считаться допустимым доказательством неофициальная аудиозапись?


24.02.2023
В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Информацией согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (комиссия) создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением (части 2 и 4 статьи 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Очевидно, что сведения, которые озвучены на заседании комиссии и занесены в протокол (если это предусмотрено порядком организации работы комиссии), не представляют государственную тайну, хотя отчасти могут иметь конфиденциальный характер. Само по себе это не препятствует вести аудиозапись работы комиссии любым участникам заседания – как членам комиссии, так и иным лицам, так как запись разговора не нарушает федеральное законодательство.
Для образовательных организаций рекомендуется предусмотреть возможность открытой аудиозаписи проведения заседания комиссии локальным нормативным актом, регламентирующим организацию работы Комиссии, с указанием сроков хранения такой записи.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 5 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Учитывая, что комиссия не является ни органом управления образовательной организации, ни самостоятельной организацией, в отношении которой можно было бы провести проверку по поступившей жалобе, обжалование решения Комиссии возможно только в порядке гражданского судопроизводства.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК).
Как следует из данной статьи ГПК и ч.1 статьи 3 ГПК, в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов может обратиться любое лицо, чьи права и законные интересы затрагивает решение комиссии, в том числе сама образовательная организация как участник (субъект) образовательных отношений согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК). Как показывает судебная практика, суды не отказывают в приобщении к материалам дела аудиозаписей указанного рода и оценивают содержание таких записей в совокупности с другими материалами по делу.
Структурное подразделение государственной профессиональной образовательной организации в качестве основной цели деятельности организует предоставление платных образовательных услуг по различным образовательным программам в соответствии с лицензией (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы). Существуют ли нормативные требования к такому структурному подразделению? Могут ли работники данного подразделения получать зарплату за счет бюджетного финансирования?
Структурное подразделение государственной профессиональной образовательной организации в качестве основной цели деятельности организует предоставление платных образовательных услуг по различным образовательным программам в соответствии с лицензией (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы). Существуют ли нормативные требования к такому структурному подразделению? Могут ли работники данного подразделения получать зарплату за счет бюджетного финансирования?


24.02.2023
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Открытый перечень видов таких подразделений – филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы и иных указан в части 2 статьи 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Структурные подразделения образовательной организации не являются юридическими лицами, действуют на основании устава образовательной организации и положения, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации (часть 4 статьи 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Как правило, в положении о структурном подразделении указываются его функции, полномочия, взаимосвязи и (или) подчиненность, должности специалистов и руководителей. Обязательных нормативных требований к такого рода подразделениям действующее законодательство не содержит.
В государственной профессиональной образовательной организации финансовое обеспечение обучения студентов, принятых на обучение в рамках контрольных цифр приема, осуществляется за счет соответствующих бюджетных ассигнований (статья 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Государственным образовательным организациям, созданным в форме автономных или бюджетных учреждений, бюджетные ассигнования предоставляются в форме субсидий, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Для профессиональной образовательной организации предметом государственного задания является, прежде всего, оказание услуг по реализации программ среднего профессионального образования (пункт 3 части 2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а в отдельных случаях – и программ профессионального обучения (в отношении отдельных категорий граждан: детей-сирот, лиц из их числа и т.д.).
Реализация образовательных программ по договорам об оказании платных образовательных услуг в государственной образовательной организации не финансируется за счет бюджетных ассигнований. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований (часть 2 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Так как реализация программ по договорам об оказании платных образовательных услуг не входит в государственное задание профессиональной образовательной организации, указанное структурное подразделение может функционировать только за счет внебюджетных источников. Выплата работникам данного подразделения заработной платы за счет бюджетных ассигнований будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств, что влечет юридическую ответственность (например: Определение Верховного суда Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 302-КГ18-16037).
В приемную комиссию колледжа было подано заявлений о приеме на обучение по определенной специальности больше, чем было выделено по ней контрольных цифр приема. У двоих поступающих оказались равные результаты освоения ими образовательной программы основного общего образования, указанные в представленных документах об образовании. Один из поступающих имеет договор о целевом обучении, а второй поступающий является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть имеет преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Кого из этих двух поступающих следует принять на обучение, так как их двое, а свободное бюджетное место одно?
В приемную комиссию колледжа было подано заявлений о приеме на обучение по определенной специальности больше, чем было выделено по ней контрольных цифр приема. У двоих поступающих оказались равные результаты освоения ими образовательной программы основного общего образования, указанные в представленных документах об образовании. Один из поступающих имеет договор о целевом обучении, а второй поступающий является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть имеет преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Кого из этих двух поступающих следует принять на обучение, так как их двое, а свободное бюджетное место одно?


24.02.2023
В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, указанным в части 7 статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.
Под прочими равными условиями, исходя из положений части 4 статьи 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», следует понимать равенство условий в отношении двух и более поступающих граждан, установленных в отношении результатов вступительных испытаний (при их наличии), результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования, результатов индивидуальных достижений (при наличии), наличия договора о целевом обучении.
В рассматриваемом случае отсутствуют равные условия для того, чтобы возникало преимущественное право на зачисление в образовательную организацию, так как один из поступающих имеет договор о целевом обучении, а второй поступающий его не имеет. Обстоятельство, что второй поступающий является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет учитываться только при прочих равных условиях.
В описанной выше ситуации наличие договора о целевом обучении является определяющим, поэтому на обучение из двух указанных лиц должно быть принято лицо, заключившее такой договор.
В школе два родителя учеников желают, чтобы их дети продолжили обучение на уровне среднего образования. При этом дети относятся к лицами с ограниченными возможностями здоровья и обучаются по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с письмами Министерства просвещения России школа обязана обеспечить в 2022 году приобретение специальных учебников и учебно-методической литературы для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Однако в федеральный перечень не входят учебники, которые могут быть использованы на уровне среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 10, 11, 12 классах учебный предмет профильный труд образовательной области «Технология» в учебном плане для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должен изучаться в объеме 15 часов в неделю. В настоящее время учащихся обучаются на дому. Каким образом выполнить требования законодательства, если дети в школу не ходят и обучаются по медицинским противопоказаниям на дома?
В школе два родителя учеников желают, чтобы их дети продолжили обучение на уровне среднего образования. При этом дети относятся к лицами с ограниченными возможностями здоровья и обучаются по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с письмами Министерства просвещения России школа обязана обеспечить в 2022 году приобретение специальных учебников и учебно-методической литературы для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Однако в федеральный перечень не входят учебники, которые могут быть использованы на уровне среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 10, 11, 12 классах учебный предмет профильный труд образовательной области «Технология» в учебном плане для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должен изучаться в объеме 15 часов в неделю. В настоящее время учащихся обучаются на дому. Каким образом выполнить требования законодательства, если дети в школу не ходят и обучаются по медицинским противопоказаниям на дома?


24.02.2023
Разъяснения о получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) даны в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 02 ноября 2018 года № ТС-459/07, согласно которым обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9–13 лет, и внутри образовательной программы нет деления на уровни образования.
В соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении, которое не является документом об уровне образования.
Вместе с тем в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.
Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.
Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.
Учитывая изложенное, обучение лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне среднего общего образования возможно только после получения ими основного общего образования и прохождения государственной итоговой аттестации.
Зачисление на обучение по программам среднего общего образования возможно при наличии аттестата об основном общем образовании.
Что касается обеспечения учебниками, то согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Образовательная организация данными полномочиями не наделена.
Говоря об организации обучения по учебному предмету «Технология», обращаем внимание, что количество часов на учебные предметы определяет образовательная организация при разработке адаптированной образовательной программы.
Рекомендации, данные в примерной образовательной программе, являются только рекомендациями. Они не являются обязательными к применениям. При разработке адаптированной образовательной программы учитываются особенности обучающихся.
Если интеллектуальное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не позволяет освоить вариант № 1 адаптированной образовательной программы, то такой ребенок получает образование по варианту № 2 адаптированной образовательной программы, на основе которой организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Реализация адаптированной образовательной программы в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
В качестве формы государственной итоговой аттестации федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусмотрено проведение демонстрационного экзамена. Однако его проведение занимает слишком много времени, поэтому часов, предусмотренных на итоговую аттестацию, недостаточно. Возможно ли проведение демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации за счет часов промежуточной аттестации по профессиональному модулю, в котором осваивается соответствующая компетенция, так как ее освоение фактически проверяется дважды?
В качестве формы государственной итоговой аттестации федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусмотрено проведение демонстрационного экзамена. Однако его проведение занимает слишком много времени, поэтому часов, предусмотренных на итоговую аттестацию, недостаточно. Возможно ли проведение демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации за счет часов промежуточной аттестации по профессиональному модулю, в котором осваивается соответствующая компетенция, так как ее освоение фактически проверяется дважды?


24.02.2023
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что проведение промежуточной аттестации является обязательным, а ее непрохождение образует академическую задолженность.
Согласно части 6 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.
Таким образом, проведение государственной итоговой аттестации за счет часов, предусмотренных на проведение промежуточной аттестации, является фактически непроведением промежуточной аттестации, что с учетом изложенного означает необоснованных допуск обучающихся к проведению государственной итоговой аттестации.
Кроме этого требования к структуре образовательных программ, установленные федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, предусматривают выделение отдельных часов для профессионального цикла и государственной итоговой аттестации.
Сокращение часов профессионального цикла или часов государственной итоговой аттестации может свидетельствовать о реализации образовательной программы не в полном объеме.
Соответственно, проведение демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации за счет часов промежуточной аттестации по профессиональному модулю, в котором осваивается соответствующая компетенция, противоречит установленным нормативным требованиям.
Обучающийся 9-го класса не сдал ГИА. Школа должна отчислить обучающегося и выдать ему справку об обучении или возможно перевести такого ребенка на семейную форму?
Обучающийся 9-го класса не сдал ГИА. Школа должна отчислить обучающегося и выдать ему справку об обучении или возможно перевести такого ребенка на семейную форму?


24.02.2023
В соответствии с пунктом 26 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115, ученики, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Родители учеников не согласны с тем, что их дети участвуют в обязательных Всероссийских проверочных работах (ВПР), и подают соответствующие заявления на имя директора. Дело осложняется тем, что директор школы издал приказ о том, что ВПР - это контрольные работы, обязательные для учеников. Кто прав в описанной ситуации?
Родители учеников не согласны с тем, что их дети участвуют в обязательных Всероссийских проверочных работах (ВПР), и подают соответствующие заявления на имя директора. Дело осложняется тем, что директор школы издал приказ о том, что ВПР - это контрольные работы, обязательные для учеников. Кто прав в описанной ситуации?


24.02.2023
В соответствии со статьей 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662, приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.12.2019 № 1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях», а также в целях реализации мероприятия «Обеспечены совершенствование и реализация процедур оценки степени и уровня освоения образовательных программ общего образования обучающимися общеобразовательных организаций, которые характеризуются применением и развитием технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества общего образования всеми субъектами Российской Федерации» комплекса процессных мероприятий «Качество образования», утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 29.12.2021, приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки утвержден график мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2023 году.
Министерство просвещения России информирует1 о том, что ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.
Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.
На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.
Таким образом, проверка работ, выполненных обучающимися, при проведении ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно. При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания.
В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения «Тема не пройдена».
Таким образом, ВПР является частью образовательной программы, если предусмотрена в качестве формы промежуточной аттестации в учебном плане образовательной организации.
В случаях, когда ВПР проводится и не включена в образовательную программу, а также с учетом части 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
1 Письмо Минпросвещения России от 01.10.2021 № СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»
Возникла ситуация, при которой бухгалтерия отказывается оплачивать медицинские осмотры наших обучающихся до начала прохождениями или практики. Кто должен оплачивать медицинские осмотры обучающихся перед прохождением ими практики?
Возникла ситуация, при которой бухгалтерия отказывается оплачивать медицинские осмотры наших обучающихся до начала прохождениями или практики. Кто должен оплачивать медицинские осмотры обучающихся перед прохождением ими практики?


24.02.2023
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 6 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров и диспансеризации.
В свою очередь, статьей 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к медицинским осмотрам относятся также профилактические медицинские осмотры (в том числе профилактические медицинские осмотры в связи с занятием физической культурой и спортом), предварительные медицинские осмотры, периодические медицинские осмотры, а также иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.
Вместе с тем, согласно части 2 данной статьи организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программ, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Соответственно, нормативы финансирования по профессиональным образовательным программам должны включать в себя расходы на организацию практической подготовки обучающихся, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся.
Таким образом, хотя обязанность по проведению медицинских осмотров не возложена на образовательную организацию, однако она обязана обеспечить прохождение их своими обучающимися в установленных законодательством случаях. При этом расходы на прохождение таких осмотров должны быть предусмотрены в нормативе финансирования соответствующей профессиональной образовательной программы.
Несмотря на то, что прямой обязанности по оплате в установленных случаях медицинских осмотров обучающихся перед прохождением ими практики напрямую законодательством не предусмотрено, возложение данных расходов на самих обучающихся должно расцениваться как нарушение их права на образование.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, если федеральным законом не установлено иное.
Поскольку иное не установлено, то в случае приема на обучение за счет средств соответствующего бюджета все компоненты образовательной программы среднего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов должны предоставляться обучающимся бесплатно.
Поскольку практика является обязательным элементом данных видов образовательных программ, то она также должна быть бесплатной для обучающихся.
На практике в колледже возник вопрос о том, как применить следующую новеллу Федерального закона от 14.07.2022 № 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при прочих равных условиях». Как это совместить с преимущественным правом?
На практике в колледже возник вопрос о том, как применить следующую новеллу Федерального закона от 14.07.2022 № 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при прочих равных условиях». Как это совместить с преимущественным правом?


24.02.2023
Указанный закон дополняет часть 4 статьи 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следующим предложением:
«Лицам, указанным в части 7 статьи 71 настоящего Федерального закона, предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях».
Переводя с русского на русский, это означает, что если есть двое и более поступающих, прошедших вступительные испытания (в случае их проведения), и имеющие одинаковый средний балл аттестата, рассчитанный согласно правилам приема в образовательную организацию, то есть эти поступающие полностью одинаковы с точки зрения условий, которые необходимо учесть при приеме (наличие договора о целевом приеме, индивидуальных достижений), то зачислены должны быть поступающие, обладающие преимущественным правом.
Рассмотрим это на примере.
Допустим, у нас есть двое поступающих на профессию 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Согласно п. 29 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 457 вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по ряду специальностей. Средний балл аттестата у этих поступающих одинаковый (например, 4,35 или любой другой). У обоих есть договор о целевом обучении, но ни у одного из них нет результатов индивидуальных достижений, которые необходимо учитывать. При этом один из них – сирота, а у другого есть родители. Тогда в соответствии с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14.07.2022 № 296-ФЗ, преимущественное право имеет в данной ситуации сирота, который и должен быть принят на обучение.
Если же у сироты, например, нет договора о целевом обучении или его средний балл аттестата ниже, то должен быть принят поступающий, имеющий родителей (родителя), так как преимущественное право возникает только при прочих равных условиях.
В контингенте обучающихся профессиональной образовательной организации нет ни одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и ни одного инвалида. Обязана ли данная организация создать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами?
В контингенте обучающихся профессиональной образовательной организации нет ни одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и ни одного инвалида. Обязана ли данная организация создать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами?


24.02.2023
Согласно пункту 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в данном федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Даже если в контингенте образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или инвалиды, согласно подпункту «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490, одним из лицензионных требований является наличие у профессиональной образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Представляется логичным, что в отсутствии данных обучающихся профессиональная образовательная организация должна, как минимум, обеспечить доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов в свои здания в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.
Условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (пункт 39 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762).
Кроме этого, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»).