Законодательство     Обратная связь     О проекте

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации


Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества общего образования

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нормативно-правовой основой федерального государственного контроля качества образования являются:

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
  4. приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  5. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
  7. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н « Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  8. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

При привлечении к мероприятиям по федеральному государственному контролю качества образования экспертом устанавливается:

  • соответствие содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

При проведении федерального государственного контроля качества образования эксперт:

  • участвует в проверке на основании распорядительного акта о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  • предъявляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю документ, удостоверяющий личность, при проведении выездной проверки;
  • работает в тесном взаимодействии с должностным  лицом, уполномоченным на проведение проверки органом контроля и надзора;
  • соблюдает законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • анализирует документы и материалы в соответствии с техническим заданием, определенным гражданско-правовым договором;
  • анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);
  • не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и предметом проверки;
  • не препятствует руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • оформляет по результатам проведенной экспертизы экспертное заключение, которое прилагается в обязательном порядке к акту проверки.

Эксперт, привлекаемый к проведению федерального государственного контроля качества образования в форме документарной проверки, анализирует документы и материалы, предоставленные ему уполномоченным органом контроля и надзора, а также использует документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Экспертиза проводится по месту нахождения уполномоченного органа контроля и надзора.

При привлечении к мероприятиям по федеральному государственному контролю качества образования в форме выездной проверки эксперт осуществляет свою деятельность по адресу (адресам) осуществления образовательной дельности, указанному (ым) в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

При участии в проверке по федеральному государственному контролю качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, реализуемым исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, эксперт получает доступ в электронную информационно-образовательную среду и анализирует возможности освоения обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от их места нахождения и достижения обучающихся.

Каждый вывод эксперта о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам подтверждается копиями документов, указывающих на наличие факта несоблюдения установленных требований, заверенными организацией.

Экспертное заключение включает в себя цель экспертизы, перечень проанализированных документов и материалов, перечень выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

Эксперт, подписавший экспертное заключение, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

1. Начальное общее образование

Требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Материалы и документы, подлежащие экспертизе

Выявляемые несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего образования федеральным государственным образовательным стандартам

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

 (п.15 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования

Отсутствие в основной образовательной программе части, формируемой участниками  образовательных отношений, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Несоответствие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, их показателям 80% и 20% указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

учебный план начального общего образования;

план внеурочной деятельности, календарный учебный график;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

(п.16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования и содержащиеся в ней разделы и подразделы:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка;

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

II. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

2.5. Программа коррекционной работы

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования;

3.2. План внеурочной деятельности,

3.3. Календарный учебный график;

3.4. Система условий реализации основной образовательной программы.

Отсутствие одного из раздела или подраздела в основной образовательной программе указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.

(п.17 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования

Отсутствие в образовательной программе начального общего образования учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Отсутствие в образовательной программе начального общего образования внеурочной деятельности указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность;

3) общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

(п.19.1. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Пояснительная записка

Отсутствие в пояснительной записке образовательной программы начального общего образования хотя бы одного из установленных элементов, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

(п.19.2. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Отсутствие в целевом разделе основной образовательной программы планируемых результатов указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При экспертизе планируемых результатов необходимо обратить внимание на наличие связи между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

(п.19.9. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Отсутствие в целевом разделе основной образовательной программы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При экспертизе системы оценки достижения планируемых результатов освоения следует обратить внимание на  наличие:

 четко прописанных процедур и состава инструментария оценивания, форм представления  результатов;

возможности осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

 

Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Учебный план начального общего образования

Учебный план анализируется на наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Отсутствие части, формируемой участниками образовательных отношений, в учебном плане или несоответствие их показателям 80% и 20% указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Отсутствие часов для изучения государственного языка Российской Федерации указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Обязательные предметные области:

Русский язык и литературное чтение,

Родной язык и литературное чтение на родном языке,

Иностранный язык,

Математика и информатика,

Обществознание и естествознание (Окружающий мир),

Основы религиозных культур и светской этики,

Искусство,

Технология,

Физическая культура.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Учебный план начального общего образования

Отсутствие одной из предметных областей в учебном плане указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Основные задачи реализации содержания предметных областей:

Русский язык и литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Иностранный язык

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Рабочие программы учебных предметов.

При экспертизе рабочих программ учебных предметов следует обратить внимание на решение основных задач при реализации содержания по учебному предмету.

Отсутствие отражения в содержании рабочих программ возможности решения основных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

 

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Учебный план начального общего образования

Выявление факта о количестве учебных занятий за 4 учебных года менее 2904 часов указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Учебный план начального общего образования

Отсутствие в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

(п.19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Индивидуальные учебные планы (при наличии). Локальный нормативный акт,  регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ.

Штатное расписание, распорядительные акты

Отсутствие в штатном расписании штатной единицы тьютора не позволяет реализовывать индивидуальные учебные планы.

Примечание:

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана организации с целью развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) в порядке, установленном образовательной организацией.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна содержать:

описание ценностных ориентиров содержания образования при получении начального общего образования;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

(п.19.4. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Программа формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части обеспечения сформированности универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования на этапе завершения обучения в начальной школе.

Отсутствие одного из компонентов программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

(п.19.5. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Рабочие программы учебных предметов.

Рабочие программы анализируются на соответствие требованиям к предметным результатам освоения образовательной программы. Содержание должно обеспечивать достижение запланированных предметных результатов.

При экспертизе рабочих программ учебных предметов, курсов следует обратить внимание на наличие в составе рабочих программ установленных частей.

Отсутствие рабочей программы по одному из учебных предметов указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

 

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

(п.19.5. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Отсутствие рабочей программы курсов внеурочной деятельности указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна содержать

перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

рекомендации по формированию у обучающихся при получении начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

(п.19.6. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.

 

Отсутствие одного из компонентов программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

(п.19.7. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части обеспечения

формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирования установок на использование здорового питания;

использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдения здоровьесозидающих режимов дня;

формирования негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становления умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирования потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирования основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

формирования умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

Отсутствие одного из компонентов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

(п.19.8. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы анализируется на установление соответствия (несоответствия) требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части обеспечения

выявления особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Отсутствие одного из компонентов программы коррекционной работы указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

(п.19.10. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. План внеурочной деятельности.

При экспертизе плана внеурочной деятельности следует обратить внимание на обеспечение планом учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

 

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.

(п.19.10.1. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373).

Основная образовательная программа начального общего образования. Календарный учебный график.

Календарный учебный график анализируется на соответствие (несоответствие) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. в части содержания.

Календарный учебный график разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы ( на 4 года)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

1. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (классные журналы, журналы факультативных и элективных учебных предметов и иные документы).

2. Материалы внутренней системы оценки качества образования.

3. Результаты промежуточной аттестации за весь период освоения образовательной программы.

Представленные документы и материалы анализируются с целью установления  соответствия (несоответствия) качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

2. Основное общее образование

Требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Материалы и документы, подлежащие экспертизе

Выявляемые несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования федеральным государственным образовательным стандартам

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности;

систему условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность).

(п.14 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования, содержащая следующие разделы и подразделы:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка;

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

II. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования,

2.4. Программа коррекционной работы (при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья).

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план основного общего образования;

3.2. План внеурочной деятельности,

3.3. Календарный учебный график;

3.4. Система условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта;

3.5.Оценочные материалы;

3.6. Методические  материалы;

 3.7. Иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основная образовательная программа основного общего образования анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) структуры образовательной программы требованиям к структуре образовательной программы, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

 

Отсутствие одного из раздела или подраздела в основной образовательной программе указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

(п.15 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования

Отсутствие в основной образовательной программе части, формируемой участниками  образовательных отношений, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Несоответствие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, их показателям 70% и 30% указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.

(п.15 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования

Отсутствие в образовательной программе основного общего образования учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Отсутствие в образовательной программе основного общего образования внеурочной деятельности указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования.

(п.18.1.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Пояснительная записка.

Отсутствие в пояснительной записке образовательной программы основного общего образования хотя бы одного из установленных элементов, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе  требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

(п.18.1.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.

Отсутствие в целевом разделе основной образовательной программы планируемых результатов указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

При экспертизе планируемых результатов необходимо обратить внимание на наличие связи между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и системы образования разного уровня.

(п.18.1.3. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

При экспертизе системы оценки достижения планируемых результатов следует обратить внимание на наличие описания организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

Отсутствие в целевом разделе основной образовательной программы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования должна содержать:

1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;

2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;

3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

10) систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

(п.18.2.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Программа развития универсальных учебных действий

 Анализ Программы развития универсальных учебных действий направлен на определение соответствия или несоответствия требованиям ФГОС её структуры и содержания, оценку степени возможности достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования (личностных и метапредметных).

При экспертизе программы развития универсальных учебных действий необходимо обратить внимание на то, что она должна обеспечивать:

развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);

овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.

Отсутствие в Программе развития универсальных учебных действий хотя бы одного из установленных элементов, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по анализируемой программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

(п.18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, курсов.

При экспертизе рабочих программ учебных предметов следует учитывать, что разрабатываются рабочие программы на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы анализируются на соответствие требованиям к предметным результатам освоения образовательной программы. Содержание должно обеспечивать достижение запланированных предметных результатов.

Отсутствие рабочей программы по одному из учебных предметов указывает на несоответствие

содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

(п.18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности.

Отсутствие рабочей программы одного из курсов внеурочной деятельности указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений;

8) описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

(п.18.2.3. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Программа воспитания и социализации обучающихся.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования анализируется с целью установления соответствия (несоответствия) Программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части обеспечения:

формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

усвоения обучающимися нравственных ценностей, приобретения начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

социальной самоидентификации обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

формирования у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

приобретения знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирования позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

участия обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

формирования способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

развития педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

формирования у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

овладения способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

развития собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

приобретения практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

создания условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

информирования обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

использования средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирования установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирования знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

овладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

формирования готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

осознания обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

 

Программа коррекционной работы должна содержать:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы.

(п.18.2.4. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы разрабатывается при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья.

При экспертизе программы коррекционной работы следует учесть, что она должна обеспечивать:

выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

(п.18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Учебный план.

Отсутствие часов для изучения государственного языка Российской Федерации указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

(п.18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Учебный план.

Отсутствие одного из учебных предметов в учебном плане указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

(п.18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Индивидуальные учебные планы (при наличии). Локальный нормативный акт,  регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ.

Штатное расписание, распорядительные акты.

Отсутствие в штатном расписании штатной единицы тьютора не позволяет реализовывать индивидуальные учебные планы.

Примечание:

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана организации с целью развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) в порядке, установленном образовательной организацией.

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

(п.18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Учебный план.

Выявление факта о количестве учебных занятий за 5 учебных лет менее 5267 часов указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованной образовательной программе требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.

(п.18.3.1.1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Календарный учебный график.

Календарный учебный график анализируется на соответствие (несоответствие) требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Календарный учебный график разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы (на 5 лет)

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

(п.18.3.1.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. План внеурочной деятельности.

При экспертизе плана внеурочной деятельности следует обратить внимание на обеспечение планом учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Необходимо учесть, что план внеурочной деятельности разрабатывается на весь срок освоения образовательной программы и содержит направления внеурочной деятельности, формы  и объем.

Направления и формы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль состояния системы условий.

(п.18.3.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2010 №1897).

Основная образовательная программа основного общего образования. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

При экспертизе системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования необходимо обратить внимание на то, чтобы она учитывала организационную структуру организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Также описание системы условий должно опираться на локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.

 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

1. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (классные журналы, журналы факультативных и элективных учебных предметов и иные документы).

2. Материалы внутренней системы оценки качества образования.

3. Результаты промежуточной аттестации за весь период освоения образовательной программы.

4. Результаты государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии)

Представленные документы и материалы анализируются с целью установления  соответствия (несоответствия) качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

19.09.2017