Законодательство     Обратная связь     О проекте

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации


Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества среднего профессионального образования

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Памятка эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нормативно-правовой основой федерального государственного контроля качества образования являются:

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего професионального образования;
  4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  6. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
  7. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 "Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы";
  8. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н « Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  9. приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

При привлечении к мероприятиям по федеральному государственному контролю качества образования экспертом устанавливается:

  • соответствие содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

При проведении федерального государственного контроля качества образования эксперт:

  • участвует в проверке на основании распорядительного акта о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  • предъявляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю документ, удостоверяющий личность, при проведении выездной проверки;
  • работает в тесном взаимодействии с должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки органом контроля и надзора;
  • соблюдает законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • анализирует документы и материалы в соответствии с техническим заданием, определенным гражданско-правовым договором;
  • анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);
  • не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и предметом проверки;
  • не препятствует руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • оформляет по результатам проведенной экспертизы экспертное заключение, которое прилагается в обязательном порядке к акту проверки.

Эксперт, привлекаемый к проведению федерального государственного контроля качества образования в форме документарной проверки, анализирует документы и материалы, предоставленные ему уполномоченным органом контроля и надзора, а также использует документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Экспертиза проводится по месту нахождения уполномоченного органа контроля и надзора.

При привлечении к мероприятиям по федеральному государственному контролю качества образования в форме выездной проверки эксперт осуществляет свою деятельность по адресу (адресам) осуществления образовательной дельности, указанному (ым) в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

При участии в проверке по федеральному государственному контролю качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, реализуемым исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, эксперт получает доступ в электронную информационно-образовательную среду и анализирует возможности освоения обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от их места нахождения и достижения обучающихся.

Каждый вывод эксперта о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам подтверждается копиями документов, указывающих на наличие факта несоблюдения установленных требований, заверенными организацией.

Экспертное заключение включает в себя цель экспертизы, перечень проанализированных документов и материалов, перечень выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

Эксперт, подписавший экспертное заключение, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

Образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

Требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом

Материалы и документы, подлежащие экспертизе

Выявляемые несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта

Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих разрабатывается образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями  и должна быть направлена на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, планируемые результаты должны быть конкретизированы в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией.

2. Документы, подтверждающие разработку образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с заинтересованными работодателями.

Отсутствие подтверждения факта разработки образовательной программы совместно с заинтересованными работодателями, а также её направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, указывает на несоответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) содержит обязательную часть и вариативную часть.

Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе обязательной или вариативной части указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 Несоответствие вариативной части ППКРС требованию в части предоставления возможности расширения и (или) углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе одного из учебных циклов указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой профессии СПО.

Профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. Перечень курсов закреплен в стандарте с учетом получаемой профессии СПО.

При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе одной из общепрофессиональных дисциплин, установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой профессии СПО, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие в основной образовательной программе одного из профессиональных модулей или междисциплинарных курсов установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой профессии СПО, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в обязательной части профессионального учебного цикла основной образовательной программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в ППКРС, реализуемой на базе основного общего образования, учета требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

При формировании ППКРС образовательная организация: обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Несоответствие ППКРС требованию в части формирования социокультурной среды, создания условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способности развития воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочие программы дисциплин и профильных модулей должны

четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Рабочая программа дисциплины  должна:

• определять цели и задачи изучения дисциплины;

• соответствовать характеристике профессиональной деятельности выпускников и  требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по соответствующей специальности;

• учитывать междисциплинарные связи;

• раскрывать последовательность изучения разделов и тем;

•  определять структуру и содержание учебной нагрузки;

• соответствовать современному уровню науки и практики; 

• отражать инновационные подходы преподавания дисциплины (использование интерактивных технологий и инновационных методов).

1. Основная образовательная программа. Рабочие программы дисциплин и профильных модулей

2. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Несоответствие рабочих программ требованию в части использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся при реализации компетентностного подхода указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие в рабочих программах дисциплин и профильных модулей четко сформулированных требований к результатам их освоения, компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

1. Основная образовательная программа. Программы практик.

2. Распорядительные акты о направлении на практику обучающихся (при наличии).

3. Договоры об организации и проведении производственной практики, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы (при наличии).

4. Отчетность обучающихся по практикам (дневники, отчеты, аттестационные листы и характеристики обучающихся по практикам), оценочный материал и результаты аттестации по практикам (при наличии).

Отсутствие в ППКРС программ практик (учебной и производственной) или одной из них указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие распорядительных актов о направлении на практику обучающихся указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие договоров об организации и проведении производственной практики, заключенных между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы, указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие отчетности обучающихся по практикам указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный план -  документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Обязательно учебный план содержит указание на формы промежуточной аттестации по дисциплинам.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

1. Основная образовательная программа. Учебный(ые) план(ы) по соответствующей образовательной программе.

2. Расписание учебных занятий.

3. Индивидуальные учебные планы (при наличии)

4. Локальный нормативные акт о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану (ускоренному обучению)

 

 

 

 

 

 

Несоответствие учебного плана и расписания учебных занятий указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Несоответствие учебного плана требованию  в части обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Срок освоения ППКРС (на базе основного общего образования) в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.

1. Основная образовательная программа. Календарный учебный график

Несоответствие календарного учебного графика требованиям в части сроков освоения ППКРС (на базе основного общего образования) указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

1. Основная образовательная программа. Фонд оценочных средств.

Отсутствие фонда оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательная организация обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО.

1. Основная образовательная программа 2. Документы, подтверждающие  обновление ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы

Отсутствие обновления ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Текущий контроль и промежуточная аттестация.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

1. Основная образовательная программа.

2. Расписания промежуточных аттестаций,

3. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и формы проведения текущего контроля и  промежуточной аттестации обучающихся.

5. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии).

Отсутствие  материалов по текущему контролю и промежуточной аттестации указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

1. Основная образовательная программа. Программа государственной итоговой аттестации.  2. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии).

3. Распорядительные акты о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей и консультантов (при наличии).

4. Выпускные квалификационные работы (при наличии).

5. Распорядительные акты об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

6. Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

7. Распорядительные акты о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации (при наличии).

8. Заключения председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена и при защите выпускной квалификационной работы подавшего апелляцию выпускника (при наличии).

Несоответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Несоответствие выпускных практических квалификационных работ требованию в части сложности работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО, указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательные программы подготовки специалистов среднего звена

Требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом

Материалы и документы, подлежащие экспертизе

Выявляемые несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта

Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена разрабатывается образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями и должна быть направлена на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, планируемые результаты должны быть конкретизированы в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией.

2. Документы, подтверждающие разработку образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с заинтересованными работодателями.

Отсутствие подтверждения факта разработки образовательной программы совместно с заинтересованными работодателями, а также её направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, указывает на несоответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательная организация обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО.

1. Основная образовательная программа.

2. Документы, подтверждающие  обновление ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы

Отсутствие обновления ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО, указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе одного из учебных циклов указывает на несоответствие содержания подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Основная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена (далее -ППССЗ). Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе обязательной или вариативной части указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 Несоответствие вариативной части ППССЗ требованию в части предоставления возможности расширения и (или) углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Несоответствие обязательной и вариативной частей ППССЗ требованию в части объема (70 % и 30 %) указывает на несоответствие содержания подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в основной образовательной программе одного из цикла, установленного федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой специальности СПО, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие в основной образовательной программе одного из профессиональных модулей или междисциплинарных курсов установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой специальности СПО, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки одной из обязательных дисциплин ("Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"), установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой специальности СПО, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в обязательной части профессионального учебного цикла основной образовательной программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

При формировании ППССЗ образовательная организация обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Несоответствие ППССЗ требованию в части формирования социокультурной среды, создания условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способности развития воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

1. Основная образовательная программа, разработанная и утвержденная образовательной организацией

Отсутствие в ППССЗ, реализуемой на базе основного общего образования, учета требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

1. Основная образовательная программа. Программы практик.

2. Распорядительные акты о направлении на практику обучающихся (при наличии).

3. Договоры об организации и проведении производственной практики, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы (при наличии).

4. Отчетность обучающихся по практикам (дневники, отчеты, аттестационные листы и характеристики обучающихся по практикам), оценочный материал и результаты аттестации по практикам (при наличии).

Отсутствие в ППССЗ программ практик (учебной и производственной) или одной из них указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие распорядительных актов о направлении на практику обучающихся указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие договоров об организации и проведении производственной практики, заключенных между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы, указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие отчетности обучающихся по практикам указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочие программы дисциплин и профильных модулей должны

четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

Рабочая программа дисциплины  должна:

• определять цели и задачи изучения дисциплины;

• соответствовать характеристике профессиональной деятельности выпускников и  требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по соответствующей специальности;

• учитывать междисциплинарные связи;

• раскрывать последовательность изучения разделов и тем;

•  определять структуру и содержание учебной нагрузки;

• соответствовать современному уровню науки и практики; 

• отражать инновационные подходы преподавания дисциплины (использование интерактивных технологий и инновационных методов).

1. Основная образовательная программа. Рабочие программы дисциплин и профильных модулей

2. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Несоответствие рабочих программ требованию в части использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в целях реализации компетентностного подхода указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Отсутствие в рабочих программах дисциплин и профильных модулей четко сформулированных требований к результатам их освоения, компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям указывает на несоответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Учебный план -  документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Обязательно учебный план содержит указание на формы промежуточной аттестации по дисциплинам.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

1. Основная образовательная программа. Учебный(ые) план(ы) по соответствующей образовательной программе.

2. Расписание учебных занятий.

3. Индивидуальные учебные планы (при наличии)

4. Локальный нормативные акт о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану (ускоренному обучению)

 

 

 

 

 

 

Несоответствие учебного плана и расписания учебных занятий указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Несоответствие учебного плана требованию  в части обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 недель

промежуточная аттестация 2 недели

каникулы 11 недель

1. Основная образовательная программа. Календарный учебный график

Несоответствие календарного учебного графика требованиям в части сроков освоения ППССЗ (на базе основного общего образования) указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели

1. Основная образовательная программа. Фонд оценочных средств.

Отсутствие фонда оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Текущий контроль и промежуточная аттестация.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

1. Основная образовательная программа.

2. Расписания промежуточных аттестаций,

3. Документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и формы проведения текущего контроля и  промежуточной аттестации обучающихся.

5. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии).

Отсутствие материалов по текущему контролю и промежуточной аттестации указывает на несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

1. Основная образовательная программа. Программа государственной итоговой аттестации.

2. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии).

3. Распорядительные акты о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей и консультантов (при наличии).

4. Выпускные квалификационные работы (при наличии).

5. Распорядительные акты об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

6. Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии (при наличии).

7. Распорядительные акты о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации (при наличии).

8. Заключения председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена и при защите выпускной квалификационной работы подавшего апелляцию выпускника (при наличии).

Несоответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей указывает на несоответствие качества подготовки обучающихся по аккредитованным образовательным программам требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 

19.09.2017