Законодательство     Обратная связь     О проекте

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации


Требования, установленные законодательством в сфере образования, для соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подлежащие проверке в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Обязательные для исполнения требования, установленные законодательством в сфере образования

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования

Проверка соблюдения организацией обязательных требований

Требования к уставу и локальным нормативным актам образовательной организации

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Пункт 4 части 2 статьи 25 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в уставе образовательной организации информации о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Часть 3 статьи 25 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

 

Часть 6 статьи 51 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в уставе образовательной организации прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

Часть 10 статьи 51 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в уставе частной образовательной организации особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Часть 1 статьи 30 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в уставе образовательной организации установленного порядка принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах компетенции образовательной организации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

 

Часть 2 статьи 30 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

 

Часть 3 статьи 30 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие оформленного учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

 

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Часть 4 статьи 30 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локальных нормативных актов, ухудшающих положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятых с нарушением порядка, установленного уставом организации.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Часть 5 статьи 23 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в наименовании образовательной организации указания на ее организационно-правовую форму и (или) тип образовательной организации.

Требования к реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Часть 5 статьи 12 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательной программы.

Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 5 статьи 14 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта организации, устанавливающего порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой.

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 14 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта организации, определяющего язык, языки образования по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

 

Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ.

Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.

 

Пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Наличие в утвержденной образовательной программе учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

 

Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Наполняемость классов не более 25 человек.

Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

 

Пункт 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Численность в классе (группе) учащихся с ограниченными возможностями здоровья не превышает 15 человек.

 

В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимся предоставляются каникулы.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, - при сроке получения среднего профессионального образования более одного года.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Пункт 26 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.

Продолжительность каникул составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования в процессе освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих один год.

 

Продолжительность каникул составляет не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, - при сроке получения среднего профессионального образования более одного года.

 

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

 

Пункт 27 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия и практика могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

Пункт 29 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.

Численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).

 

Пункт 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.

Промежуточная аттестация обучающихся в учебном году содержит не более 8 экзаменов и 10 зачетов (кроме экзаменов и зачетов по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).

 

Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 7 статьи 13 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля, при организации проведения практики, предусмотренной профессиональной образовательной программой

(в отношении профессиональных образовательных организаций)

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие договора о сетевой форме реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Наличие совместно разработанной и утверждённой образовательной программы при реализации данной программы с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указаний на:

- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности)

- правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

-порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

-условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

-выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения».

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

 

Часть 3 статьи 16 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Часть 5 статьи 17 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Соответствие форм получения образования и форм обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки формам, определенным соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Часть 4 статьи 18 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»

Использование при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Требования к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений

Обучающимся предоставляются академические права на:

 предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Пункт 2 части 1 статьи 34 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Предоставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции

Обучающимся предоставляются академические права на:

зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающимся предоставляются академические права на:

 пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

Пункт 21 части 1 статьи 34 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

 

Часть 4 статьи 34 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок посещение по выбору обучающегося мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Часть 1 статьи 35 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Бесплатное предоставление в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

 

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 3 статьи 35 Федерального закона

 «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги.

Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

 

Часть 1 статьи 37 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в образовательной организации структурного подразделения, обеспечивающего обучающихся питанием (столовая, иное), договора на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельного помещения для приема пищи обучающимися.

Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Часть 2 статьи 37 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в расписании занятий перерыва достаточной продолжительности для питания.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Часть 1 статьи 38 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего требования к одежде обучающихся образовательных организаций и обязательность ее ношения, принятый с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии)

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Часть 4 статьи 41 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в образовательной организации документов, материалов, подтверждающих:

осуществление текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся;

проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил;

проведение расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Часть 2 статьи 45 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Пункт 7 части 3 статьи 47 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользование педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.

 Часть 2 статьи 62 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации.

Требования к деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность

Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Часть 1 статьи 29 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Размещение на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет документов и информации, определенные законодательством в сфере образования в  течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

 

 

Самообследование проводится организацией ежегодно.

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года.

Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.

Пункты 3, 5, 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462

Наличие документов о проведении самообследования организации.

Наличие на официальном сайте в сети "Интернет" отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования не позднее 20 апреля текущего года, общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.

Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

Части 1,2 статьи 53 Федерального закона

 «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие договоров об образовании в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 12 статьи 60 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального акта, утверждающего образец и порядок выдачи справки об обучении или о периоде обучения.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Часть 15 статьи 60 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального акта, утверждающего образец и порядок выдачи документа об обучении.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

 

Часть 2 статьи 79 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

Наличие разработанных и утвержденных адаптированных основных общеобразовательных программ при осуществлении общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к предоставлению платных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Часть 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 

Наличие договоров об оказании платных образовательных услуг.

 

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие в договорах об оказании платных образовательных услуг указаний на полную стоимость платных образовательных услуг и (или) порядок их оплаты.

 

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Отсутствие увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора и в течение срока действия договора (за исключением официального уровня инфляции).

 

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Часть 5 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Наличие локального акта, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

22.11.2015