Законодательство    О проекте    Обратная связь   

Надзор и контроль в сфере образования

Типовые нарушения


Перечень наиболее часто встречающихся (типовых) случаев нарушений обязательных требований законодательства об образовании в части структуры, содержания и реализации образовательных программ

Ладнушкина Нина Михайловна

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

№ п/п

Выявляемые нарушения законодательства об образовании

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования


Образовательные программы дошкольного образования
 

  1.  

При разработке образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не определена предельная наполняемость групп

Пункт 2.5 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

Содержание образовательной программы не отражает один из обязательных аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (предметно-пространственную развивающую образовательную среду; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому)

 

Пункт 2.8 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

В образовательной программе отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений

Пункт 2.9. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

В содержательный раздел образовательной программы не включено описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

 

Пункт 2.11.2. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования не представлены способы и направления поддержки детской инициативы

 

Пункт 2.11.2. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

В содержательном разделе, часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана без учета образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов
 

Пункт 2.11.2. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

  1.  

Организационный раздел образовательной программы не содержит особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Пункт 2.11.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

 

  1.  

Организационный раздел образовательной программы не содержит особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Пункт 2.11.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

 

  1.  

В образовательной программе отсутствует краткая презентация образовательной программы

Пункт 2.13. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

 

  1.  

В краткой презентации образовательной программы не указана характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

 

Пункт 2.13. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155

 

  1.  

В группах компенсирующей направленности не осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

Пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014

  1.  

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе превышает 15 человек

 

Пункт 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, установлен порядок и форма проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам дошкольного образования

п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

 


Образовательные программы начального общего образования
 

  1.  

Образовательная программа начального общего образования не предусматривает учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся

Пункт 17 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Учебный план не обеспечивает преподавание и изучение обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

Пункт 19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Реализация индивидуальных учебных планов не сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

Пункт 19.4. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования не содержит типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

 

Пункт 19.4. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности не содержат форму организации и виды деятельности

Пункт 19.5. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни не содержит критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

 

Пункт 19.7. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

  1.  

Программа коррекционной работы не содержит механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

 

Пункт 19.8. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

  1.  

Календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточных аттестаций

 

Пункт 19.10.1. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в первом классе обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся

п.19.1 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015

 


Образовательные программы основного общего образования
 

  1.  

Учебный план основного общего образования образовательной организации не предусматривает обязательные предметные области и учебные предметы (указываются отсутствующие учебные предметы)

Пункт 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

 

  1.  

Подраздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» целевого раздела образовательной программы не содержит планируемые результаты по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и по предметам, составляющим часть, формируемую участниками образовательный отношений

 

Пункт 18.1.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования не содержит описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций

 

Пункт 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования не содержит методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

 

Пункт 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования не содержит содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

Пункт 18.2.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования не содержит систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

 

Пункт 18.2.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования не содержит) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

Пункт 18.2.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, не предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные

 

Пункт 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

План внеурочной деятельности не обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся

 

Пункт 18.3.1.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

 

  1.  

Система условий не содержит обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

Пункт 18.3.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

  1.  

Наполняемость классов превышает 25 человек

Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015

 

  1.  

Образовательной организацией выбраны для использования при реализации образовательных программ учебники, не входящие в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

 

ч. 4 ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся, имеющие академическую задолженность, допущены к прохождению промежуточной аттестации по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности

 

ч. 5 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся, имеющие академическую задолженность, допущены к прохождению промежуточной аттестации по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в сроки, превышающие один год с момента образования академической задолженности

 

ч. 5 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, оставлены на повторный год

 

ч. 8 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переведены в следующий класс без каких-либо ограничений

 

ч. 8 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, оставлены на повторный год без учета мнения родителей (законных представителей)

 

ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, переведены на обучение по адаптированной образовательной программе при отсутствии рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

 

ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, переведены на обучение по индивидуальному учебному плану без учета мнения родителей (законных представителей)

 

ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»


Образовательные программы среднего профессионального образования
 

  1.  

Образовательная программа среднего профессионального образования ежегодно не обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы

Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464

 

  1.  

Отсутствует подтверждение факта разработки образовательной программы совместно с заинтересованными работодателями, а также её направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей

 

Пункт 7.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

  1.  

Отсутствие в основной образовательной программе одной из общепрофессиональных дисциплин, установленных федеральным государственным образовательным стандартом с учетом получаемой профессии среднего профессионального образования

 

Пункт 7.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, превышен максимальный объем учебной нагрузки обучающегося в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки

п. 27 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, превышен объем обязательных аудиторных занятий и практики в неделю

п. 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464

 

  1.  

Численность обучающихся в учебной группе превышает 25 человек

п. 29 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, превышено количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся

п. 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в распорядительном акте о направлении на практику не указано закрепление каждого обучающегося за организацией

п.16 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не издан распорядительный акт о направлении обучающихся на практику

п.16 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не разработана программам практики

п. 20 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не утверждены отчеты по результатам практики обучающихся

п. 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, проведена аттестация обучающихся по итогам производственной практики при отсутствии документов, подтверждающих её прохождение

п. 22 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

 

  1.  

Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, проведена аттестация по практике при отсутствии полного пакета документов (положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику)

 

п. 23 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291

03.04.2018